http://www.ukrinform.info/investigate.php?ni=1985

Ограбление по-украински или как договаривались олигархи
Незаконная приватизация украинской компании Укррудпром была одобрена «Нашей Украиной»?

Пока продолжается драка за «Криворожсталь», все как-то позабыли, что есть еще ряд предприятий, приватизацию которых точно так же, как и «Криворожсталь», можно подвергнуть сомнению, а значит – оспорить! Существует целый список «заводов, газет, параходов», в отношении которых в самое ближайшее время могут быть инициированы процессы, подобные судебным разбирательствам с «Криворожсталью». И, видимо, процесс уже пошел, но пока он скрыт от всеобщего внимания. «Укринформбюро» продолжает рассматривать особенности приватизации этих объектов стратегического значения.

Такая корова нужна самому?
«Криворожсталь» еще долго будет притчей во языцех, но украинская экономика одной «Криворожсталью» не ограничивается. Вот, к примеру, совсем недавно российский холдинг «Северсталь-групп» вознамерился принять участие в приватизации предприятий горно-металлургического комплекса Украины. Об этом 25 апреля на пресс-конференции в Киеве сказал заместитель генерального директора «Северсталь-групп» Алексей Пертин. «Мы присматриваемся к активам, которые могут быть выставлены на продажу», – сказал Пертин. (?) По его словам, сейчас «Северсталь-групп» ожидает ясности с процессом пересмотра итогов приватизации горно-металлургического комбината «Криворожсталь» и горнорудных активов государственной компании «Укррудпром». После чего будет принято решение об участии в их возможной повторной приватизации (!). Пертин сказал, что главными критериями, которыми «Северсталь-групп» будет руководствоваться в принятии решения об участии в приватизации, являются отраслевая принадлежность, экономический эффект и юридическая чистота объекта продажи. Он добавил, что 1 апреля 2005 года генеральный директор и владелец «Северсталь-групп» Алексей Мордашов встретился в Киеве с Юлией Тимошенко и обсуждал этот вопрос. Пертин добавил, что его компания надеется внесение ясности в свои планы относительно инвестиций в конкретные объекты в Украине в течение 2 месяцев.
То есть, процессы ПОВТОРНОЙ приватизации не за горами?

Закон вредный, но это – Закон!
Год назад, 9 апреля 2004 г., ВР Украины был принят закон «Об особенностях приватизации предприятий Государственной акционерной компании «Укррудпром», а 29 апреля его подписал президент Кучма. Есть все основания считать, что закон этот был написан под определенные финансово-промышленные группы, которые уже имели часть собственности на предприятиях, подлежащих приватизации. Итак, исходя из нового закона, покупателями акций становились, в первую очередь, инвесторы этих предприятий, а все остальные, кто пожелал бы приобрести акции, допускались к «куску пирога» только в случае отказа инвесторов от покупки. Продавать предприятия, которые входили в состав ГАК «Укррудпром», должны были по отдельности, с разработкой условий продажи ФГИУ непосредственно перед приватизацией. Преимущественное право на выкуп пакетов акций предприятий, которые входили в состав «Укррудпрома», получали исключительно те акционеры, которые уже владели крупными пакетами акций этих предприятий – не менее 25% + 1 акция. Таким образом, по данному закону, поскольку не предусмотрено проведение открытых торгов и, соответственно, аукционной борьбы «на повышение», нельзя обеспечить поступления в бюджет существенных средств. Пришли крупные акционеры и купили за такую цену, какую захотели. А что – другим же низззя!

Самое интересное – отсутствовали конкретные сроки приватизации предприятий, которые входили в состав ГАК «Укррудпром» (кроме горно-обогатительных комбинатов).
Схема вырисовывалась простая и изящная – по инициативе лидеров крупных промышленных групп все эти объекты надо было быстренько довести до банкротства и приватизировать по минимальным ценам, поскольку по условиям продажи эти предприятия были исключены из единого технологического цикла и не могли быть конкурентоспособными в данной ситуации.

Кстати, немаловажная проблема – экологическая безопасность – ложилась на местные бюджеты. Ведь этим самым законом «Об особенностях приватизации предприятий Государственной акционерной компании «Укррудпром» источники финансирования природоохранных и восстановительных работ не предусматривались. А это и откачка воды из шахт, и проблемы гидрозащиты Криворожского железорудного бассейна.

После них – хоть потоп!
Итак, закон был принят, подписан и вступил в силу. Что это принесло государству? Начнем с экологии. Поскольку природоохранные работы не проводились – зачем платить больше? – за время эксплуатации Криворожского месторождения железных руд при проведении горных работ нарушена структура более 30 тыс. га. земель, образовались подземные пустоты, объем которых превысил 40 тыс. кубометров. В результате откачивания воды из подземных выработок и формирования отвалов нарушен гидрогеологический режим региона на глубине около 1 км! А что в результате? Подтопление 9 тыс. гектаров городских территорий, возникновение провалов, разрушение фундаментов домов и промышленных строений. Под Кривым Рогом возникла полоса карьерных выработок и подземных пустот длиною более чем 100 км., шириной до 3-х и глубиной более 1,3 км. И все потому, что самые лакомые кусочки приватизационного пирога под названием ГАК «Укррудпром» были быстро выкуплены, а всякая «мелочь» вроде предприятий, которые обеспечивали природоохранные работы и экологическую безопасность в регионе, остались за бортом. Ведь нужно было качать денежки из недр, а не зарывать их в землю. «После нас – хоть потоп!» В сущности, так и вышло. Таким образом, кроме экологических проблем «законная» приватизация «Укррудпрома» принесла еще и массу социальных проблем.

А теперь от экологии перейдем к финансам. Итак, были проданы государственные пакеты акций следующих предприятий:
1. ОАО «Центральный ГОК» – 50%+1 акция за 106,038 млн. грн. (44,3% акций контролирует System Capital Management Р. Ахметова).
2. ОАО «Северный ГОК» – 50%+1 акция за 207,6 млн. грн. приобретены компанией «Артаник» (Р. Ахметов), в результате ее доля увеличилась с 39% до 90 %.
3. ОАО «Ингулецкий ГОК» – 50%+1 акция (путем внесения инвестиций была проведена дополнительная эмиссия, в результате государственная доля была уменьшена, а 62,4% акций стали подконтрольны… г-ну Новинскому!)
4. ОАО «Южный ГОК» – 25,78% акций. Почему так мало? Все остальные – тоже у российской «Смарт-груп» г-на Новинского и ЗАО КБ «Приват-банк».
5. ОАО «Сухая Балка» – 25,1% за 18,133 млн. грн. (более 70% акций ГОК контролирует ЗАО КБ «Приват-банк»).
6. «Криворожский железорудный комбинат» – 93, 07% акций за 689, 419 млн. грн. выкупило ООО «Солайм», подконтрольное ЗАО КБ «Приват-банк».

Кстати, с последним объектом связана любопытная история. По данным из достоверных источников, «КЖК» был выкуплен Коломойским для «Интерпайпа». Чтобы реализовать эту операцию, Пинчук перевел в КБ «Приват-банк» 700 млн. $, но после приобретения искомых акций они не были переоформлены на предприятие Пинчука. Это привело к конфликту между лидерами двух финансово-промышленных групп.

Ворон ворону глаз не выклюет?
Однажды, а точнее, 23 марта 2004 г. на футбольном матче Лиги чемпионов «Депортиво»-«Милан» встретились скромные украинские граждане, которых почему-то принято называть олигархами – Ринат Ахметов, Игорь Коломойский, Виктор Пинчук и Григорий Суркис. За спиной Ахметова, как тень отца Гамлета, незримо присутствовала личность Александра Ярославского («УкрСиббанк»), а Коломойский представлял интересы российской «Смарт-груп» Новинского. В тот вечер футбол мало интересовал украинских граждан, их волновал вопрос – как все взять и поделить? Чтобы не ругаться, а жить в мире и продолжать воро…, то есть, заниматься бизнесом. Точнее, как взять – пытань нэма, а вот поделить…. Но таки поделили – на этой встрече была достигнута договоренность про получение в собственность предприятия ГАК «Укррудпром» в такой комбинации: Ахметову – Северный и Центральный горно-обогатительные комбинаты, Коломойскому – Ингулецкий и Южный ГОКи, Пинчуку – Криворожский железорудный комбинат, а Суркис попросил олигархов не вмешиваться в его разборки с Костей Григоришиным. Вот так, под пивко и футбол ребята решили все проблемы по разделу сфер влияния на тогда еще государственную акционерную компанию «Укррудпром». А уж потом, как мы помним, Кучма подмахнул закон «Об особенностях приватизации предприятий Государственной акционерной компании «Укррудпром». Который принимала Верховная Рада. Но к депутатам мы еще вернемся.

А пока возникает вопрос: а где же был неутомимый защитник государственных интересов Алексей Костусев со своим Антимонопольным комитетом? А рядышком! 7 сентября 2004 г. АМКУ разрешил компании «Приднепровье» (Днепропетровск) купить больше 50% акций Криворожского железорудного комбината, которая выкупила акции у ООО «Солайм». Помните, те самые 700 млн. «зеленых», которые Пинчук перевел в «Приватбанк»? Вот и перестраховался Витя, чтобы не было больше осечек, потому что «Приднепровье» – это его вотчина.

А как же Фонд госимущества? Он-то, небось, стоял насмерть за интересы государства? Ничего подобного, ФГИУ, возглавляемый Мишей Чечетовым, с которого до сих пор никто не спросил за подобные «шалости», подписал договор купли-продажи акций ОАО «Южный ГОК». По предварительной информации пакет 25%+1 акция достался предприятию «Металлотехника», которое находится под контролем группы «Приват». Вот такие у государства защитнички!

На сегодняшний день проведен еще ряд конкурсов, и компания System Capital Management Р. Ахметова приобрела еще несколько предприятий «Укррудпрома»: ОАО «Новотроицкое рудоуправление» (26 379 350 акций, стартовая цена пакета 13 628 403 грн.), ОАО «Докучаевский флюсодоломитный комбинат» (95 620 200 акций, стартовая цена пакета 114 084 735 грн.), ОАО «Промышленно-производственное объединение «Кивбасвзрывпром» (90 387 685 акций, стартовая цена пакета 73 270 000 грн.).
Даже на первый взгляд при номинальной цене 1 гривна за одну акцию суммы впечатляют.

Откуда дровишки?
Если внимательно посмотреть этот самый закон от 9 апреля 2004 г., то его ст. 12 утверждает, что инвесторам не требуется согласие АМКУ на совершение экономической концентрации, главное – чтобы претенденты владели не менее 25% акций предприятия и не были оффшорными компаниями. А как подтвердить свою «неоффшорность»? Очень просто – «предъявить документ, который подтверждает «неоффшорный» статус инвестора (свидетельство о государственно регистрации, другой (?) соответствующий документ)». Блеск! Хочется вспомнить притчу про Ющенко.

Спрашивает наш президент у губернаторов: «Будеш красти?» Если тот отвечает «Буду!», он его просто не назначает. Спрашивал и мэра Омельченко, и тот сказал: «Не буду!» И Порошенко сказал «Не буду!»

Так и здесь. Справку предоставить? Пожалуйста! Ведь подобное требование ничего не решало, поскольку любая оффшорная компания может стать основателем фирмы – резидента Украины и, таким образом, заиметь необходимое свидетельство о государственной регистрации. А сколько подобных фирм и фирмочек у наших олигархов – ежу понятно. Мало того – этот закон установил запрет на изъятие имущества по решениям, которые подлежат выполнению Государственной исполнительной службой. То есть, новый собственник предприятия имеет право не возвращать свои долги в течение 5 лет! Это автоматически отрезает от сотрудничества с ним всех, кроме «своих». Ясное дело – кто рискнет сотрудничать на таких условиях, когда должнику гарантированы такие преференции, причем, на вполне законных основаниях!
Кстати, были утверждены требования по проведению реструктуризации задолженности самого «Укррудпрома» перед госбюджетом по налогам и неналоговым платежам путем предоставлении отсрочки на все те же пять лет без начисления пени. То есть, иными словами, новые собственники получили беспроцентный кредит из государственных средств. Класс!

Что делать и кто виноват?
На сегодняшний день «вернуть все взад» – очень тяжелый и трудоемкий процесс.
Сегодня не существует какой-то четкой схемы возвращения «Укррудпрома» в государственную собственность. Деятельность горнорудных предприятий проблематична при отсутствии закона о недрах, целостной концепции их разработки. Кроме того, ситуация осложняется тем, что речь идет о почти десятке предприятий, собственниками которых являются несколько финансово-промышленных групп. Найти концы и проанализировать, кто и что за этот год нахозяйствовал – задача не из легких. Тут одним иском не обойдешься, потребуется десятки судебных разбирательств. И если подходить к подобному процессу со всей ответственностью, то он затянется на годы. Может быть, именно поэтому никто особо не горит желанием приступать к процессу реприватизации «Укррудпрома». А пока суд да дело, на сайте Укррудпром появилась информация, что и Пинчук, и Ахметов потихоньку спихивают на сторону свой бизнес. Возвращаясь к началу статьи, не это ли имел в виду заместитель генерального директора «Северсталь-групп» Алексей Пертин?
И, напоследок, некая интересная информация, которая, появившись 21 апреля на «укррудпромовском» сайте под заголовком «Президент Ющенко назвал половину своих министров «взяточниками», вдруг исчезла. А потом вновь появилась сегодня, только датированная тем же 21 апреля. Но под заголовком «Виктор Ющенко: при голосовании законопроекта по «Укррудпрому» в парламенте «ходили с взятками».
Маленькая поправка заключалась в таком легком реверансе в сторону украинского президента, мол, это не он, а его министры во всем виноваты.
В заметке идет речь о том, кто же голосовал в том самом 2004 г. в Верховной Раде за этот самый пресловутый закон.
Цитируем:
«….за принятие проекта Закона «Об особенностях приватизации ГАК «Укррудпром» 9 апреля 2004 года проголосовало 44 депутата от фракции «Наша Украина».
За принятие законопроекта проголосовали 276 из 429 депутатов, зарегистрировавшихся в зале. Среди голосовавших «за» – нынешние члены Кабинета министров:
Роман Зварич, министр юстиции;
Евгений Червоненко, министр транспорта и связи;
Юрий Луценко, министр внутренних дел;
Виктор Пинзеник, министр финансов;
Сергей Терехин, министр экономики;
Давид Жвания, министр по чрезвычайным ситуациям;
Юрий Павленко, министр по делам молодежи и спорта;
Николай Полищук, министр здравоохранения;
Павел Игнатенко, министр охраны окружающей среды;
Станислав Николаенко, министр образования и науки;
Александр Барановский, министр аграрной политики.
Кроме того, за принятие законопроекта проголосовали глава СНБО Петр Порошенко, госсекретарь Александр Зинченко и заместитель главы ГНАУ Николай Катеринчук.
Фракция СПУ тогда и вовсе проголосовала практически полным составом: из 20 депутатов 16 «за».
Небольшое уточнение – Юрий Луценко почему-то причислен к лику «Нашей Украины». Хотя все знают, что он всегда был социалистом.
Косвенно эту информацию подтверждает и «Обком».
А вообще-то интересное явление, не правда ли: несмотря на то, что еще 2 марта 2005 г. о решении Кабмина по возврату «Укррудпрома» государству сообщила пресс-служба Анатолия Кинаха, весь сыр-бор разгорается только сегодня. И тут же сообщения о распродаже собственности Ахметова и Пинчука…. Совпадение? Случайность? Или закономерность?