Gorod.dp.ua » Міські форуми / Городские форумы
Всього знайдено 5, показано з 1 по 5.

Тема: "Дума козака Мамая"

  1. #1
    Аватар для veresk
    Реєстрація
    11 серпень 2008
    Дописів
    818

    Типово "Дума козака Мамая"

    628 лет назад, 8 сентября 1380 года произошло «Мамаево побоище» на Куликовом поле.

    О самой битве слышали многие, но вот о её причинах и о судьбе Мамая, почему-то молчат.
    Хотя в современной истории у него много последователей - было и ещё остаются.

    Мамай возродил державу причерноморских степных народов, существовавшую когда-то до захвата её Киевской Русью.
    Для этого Мамай отколол её от Золотой Орды, став, таким образом, сепаратистом. Понимая, что за это его ждет неминуемая расплата от хана Золотой Орды, Мамай стал собирать войско для защиты своей «молодой нэзалежности».
    Денег, для закупки и оснащения войска, ему дали Генуэзци (тогдашние держатели транснациональных торговых путей). Но, взамен Мамай был вынужден пойти войной на врагов этих генуэзцев – на Московскую Русь.

    Дело в том, что в лесах за Москвой был огромный промысел на пушнину, на «мягкое золото», как её тогда называли.
    А Москва, подняв торговую пошлину на вывоз меха со своих земель, отказала генуэзцам паразитировать на своих природных ресурсах.
    В ответ генуэзцы снарядили «самостийного» Мамая, что бы он наказал "москалей" и расплатился с ними природными ресурсами москвы. …

    Как известно Мамай битву проиграл, а его самого, в результате, друзья-генуэзцы отравили.

    Указать пальцем на аналогии в современном мире или сами увидите?

    В заключении цитата из книги «Древняя Русь и Великая Степь» Л.Н. Гумилева:

    Мамай был степняк.
    Он считал, что убивать противников можно,
    а предателей нужно,
    но друзей обижать нельзя,
    потому что это так нехорошо, что даже в голову прийти не может.
    Это было мироощущение монголо-тюркского суперэтноса...

    У генуэзцев была иная этика.
    Они считали, что главное в жизни - выгода,
    что монголы и тюрки почти не люди, а объект для коммерческих операций.
    Когда они сильны, их надо использовать,
    когда ослабли - выкинуть.

    По сути это была психология зарождавшегося капитализма.

    Этика, базировавшаяся на капиталистических общественных отношениях, была несимпатична ни русским, ни татарам, ни византийским грекам.
    Экономические интересы, господствовавшие в условиях зародившейся в романо-германской Западной Европе формации, были им непонятны, проявления их вызывали отвращение.
    Даже хан Джанибек, узнав, что случившимся в причерноморских степях массовым падежом скота, вызвавшим голод, воспользовались генуэзцы, чтобы по дешевке покупать у татар детей для работорговли, возмутился и двинул войско на Кафу(Феодосию).
    Ему было просто непонятно, как можно использовать беду соседа для легкого обогащения. С его точки зрения, это было очень дурно.

    С татарским войском в Крым пришла "черная смерть" - чума, опустошившая Европу.
    Сама Природа выступила против хищничества генуэзских торгашей.

    Мамай не был столь предусмотрителен и стал союзником генуэзских купцов.
    Ему и в голову не приходило, что его считали неполноценным,
    не любили, а использовали.

  2. #2
    Почетный форумчанин Аватар для Ґонта
    Реєстрація
    29 березень 2004
    Звідки Ви
    Січеслав
    Дописів
    13 189

    Типово

    "Будь яка розумова дія над історією має свій сенс: є сенс у вивченні історії, у побудові висновків, у перекручуванні та навіть у переписуванні.
    Немає сенсу лиш у проведенні паралелей та побудові аналогій" (с)
    Нам своє робити

    Німецька мова влітку

  3. #3
    Аватар для Dzhmil
    Реєстрація
    04 грудень 2002
    Звідки Ви
    Sicheslav City
    Дописів
    7 596

    Типово

    Мамай - вигаданий персонаж. По-татарськи "мамай" означає "ніхто".

  4. #4
    Аватар для Мамай
    Реєстрація
    15 листопад 2007
    Дописів
    61

    Типово

    Цитата Допис від Dzhmil Переглянути допис
    Мамай - вигаданий персонаж. По-татарськи "мамай" означає "ніхто".
    Отакої! А наш козак Мамай і той Татарський це шо одне і теж?

  5. #5
    Аватар для Крымец
    Реєстрація
    28 квітень 2006
    Дописів
    52

    Типово Казак Мамай: истоки образа и украинские параллели

    Казак Мамай: истоки образа и украинские параллели

    Эпоха казачества вошла в украинский фольклор как «золотой век», героическое время, когда народ жил полноценной жизнью, упоённый грандиозностью собственных исторических свершений. Но, наверное, нигде так полно не отразилась тоска об утраченном былом величии, как в народной картине «Казак Мамай». Здесь в предельно лаконичном символизме переплелись и народные представления о запорожском казачестве, и о том историческом контексте, на фоне которого развёртывалась его деятельность.

    Вот он, казак-характерник, который, разостлав волшебный ковер посреди реки, почивает за трапезой, зачаровывая игрой своей кобзы окружающую его природу. Затем он может – так, между прочим, – изловить троих турок своими шароварами, повязав их очкуром, или же, верный своей рыцарской судьбе, так же непринуждённо сломать хребет десяти ляхам. Это – настоящий, живой народный миф, наивно-реалистичное ощущение исторической действительности. А миф, как писал известный философ А.Ф.Лосев, «совсем далек от субъективного произвола и предвзятости, безответственной фантазии». Дух эпохи отражается в нём не как конкретные события, эпизоды, а как нечто типичное, характерное. Для запорожского казачества была типичной и характерной борьба против турецко-татарской агрессии, также как и противостояние с поляками времен Хмельниччины и Гайдамаччины.

    Откуда же истоки óбраза Казака Мамая, который, совсем не по-украински скрестив ноги на лоне ещё не совсем украинской, степной природы, стал настоящим типажом украинской культуры? Его прообраз происходил с Востока, точнее от культуры степных соседей запорожцев, кочевых ногайцев. Мы не подозреваем, сколько заимствований произошло оттуда. И та же кобза (у тюрко-кипчакских народов – кобыз), и то же слово ‘казак’ (у тюркоязычных кочевников казаками чаще всего называли тех, кто в силу разных причин выпадал из своей орды, рода, аула, уже не занимался кочевым скотоводством, а исключительно военным промыслом); планировка Запорожской Сечи (курени, радиально расположенные к майдану, где находилась церковь и войсковой скарб) уж очень напоминала кочевой ногайский аул, остановившийся на стойбище. Да и сам обычай запорожцев становиться в круг для совещания (коло) наверняка происходил от обыкновения кочевнической аристократии так же располагаться во время курултая, ибо круговое расположение подчёркивало равенство собравшихся. Да ещё не так давно в наших селах бытовал обычай толоки, когда родственники и соседи собирались для помощи, например, в строительстве дома, или сами же дома, некогда бывшие турлучного типа (каркас стены – из палок, переплетённых лозой и обмазанных глиной или навозом) одинаково характерны как для Юга Украины, кавказских предгорий, Поволжья и казахстанских степей.

    Культурное влияние степняков на выходцев из Украины – территории с древней земледельческой культурой – вполне понятно. Запорожцы, эти пионеры украинской земледельческой колонизации степных пространств, приспосабливались к малознакомой степной стихии, и потому перенимали те навыки, что нарабатывались кочевнической культурой многие тысячелетия. Но как же быть с Казаком Мамаем? С каким реальным персонажем можно его увязать?

    В фольклоре современных казахов, каракалпаков, поволжских татар, на историческое развитие которых оказало большое влияние Ногайская Орда – крупное кочевническое государство, существовавшее в междуречье Волги и Урала в 15-17 веках, сохранился так называемый ногайский пласт. Это – сказания о ногайских богатырях. Среди них видное место занимает эпос «Орак (Урак) и Мамай». Оба они – реальные персонажи, жившие в 16 веке. Известно, что Мамай – сын ногайордынского улубия (великого князя) Мусы, который содействовал крымскому хану Мухаммед Гирею в завоевании Астрахани в 1523 г. Впрочем, эпический образ Мамая – собирателен, поскольку в нём отражена деятельность и другого персонажа – Ших-Мамая, жившего несколько позднее – в средине 16 века. Этот последний был противником улубия Исмаила, принявшего российское подданство и содействовавшего царю Ивану Грозному в завоевании Астрахани 1556 года.

    Итак, в эпосе Мамай и Ших-Мамай совпали в одном персонаже. В сказании, которое анализировал академик В.М.Жирмунский, хан Муса (скорее – князь, бий) от двух жён имел 12 сыновей. Мамай и Орак родились от старшей жены. После смерти Мусы народ избрал ханом Мамая, а Орак стал его полководцем. Но вот Исмаил, сын от младшей жены, преисполненный зависти и коварства, стал строить козни своим старшим братьям, стараясь их рассорить. Вскоре Мамай, успешный правитель и удачливый полководец, умер от колдовства Исмаила, а Орак был убит по его наущению. Исмаил коварно завладел ногайским престолом, рассорил весь народ. Время его правления – начало вселенской катастрофы, в следствии которой некогда могущественные ногайцы рассыпались по всему свету, терпя лишения и унижения. Завоевания Астрахани русскими воеводами привело к расколу ногайского общества, начались бесконечные кровавые усобицы; нарушение чёткого ритма кочевнического хозяйства вызвало грандиозный голод и эпидемии. «Земля их пропала, государь», – так доносили российскому царю о ногайцах. Вот почему, по мнению В.М.Жирмунского, бий Исмаил в ногайском фольклоре предстаёт как источник зла и причина всех бедствий.

    Как же был переосмыслен на украинской культурной почве образ этого ногайского богатыря-правителя, сильного, удачливого, подающего большие надежды, любимого народом и ставшего жертвой коварства? Мне думается, – очень близко к первоначальному смыслу. Ведь народная картина «Казак Мамай» получила распространение со второй половины 18 века. То есть в то время, когда была ликвидирована Гетманщина (1764 г.) и разрушена Запорожская Сечь (1775 г.). Отгуляла казачья вольница, подававшая сколько светлых надежд и так бесцельно растратившая столь мощный потенциал.

    Присмотримся к сюжету картины, незначительно варьирующемуся в разных списках. Казак Мамай – с кобзой, он статичен. Рядом без дела лежит оружие – рушныця, сабля, пистоли; дальше – его верный спутник конь, низко склонивший голову. Динамики нет, она уже в прошлом. Зачарованное игрой казачьей кобзы растительное и животное царство как будто застыло в ожидании неотвратимой опасности, что надвигалась на утомлённую своим стихийным самоутверждением степную вольницу. Тот же мотив чувствуется и в другой распространённой в то же время народной картине – иконе Покровы Божей Матери, где изображены запорожцы под Её Покровом, с кошевым атаманом Петром Калнышевским во главе. Они стоят в своем обычном облачении, при оружии. Калнышевский, будто предчувствуя разрушение Сечи, обращается к Богоматери, с прошением защитить казаков. Надписью выведены его слова: “Молимся, покрой нас честным Твоим Покровом, избави от всякого зла”. На что Богоматерь, склонив голову над запорожцами, отвечает: “Избавлю и покрою люди моя”.

    Но не избавила, и не покрыла…



    В.В. Грибовский, кандидат исторических наук
    Сначало подумай, потом скажи....

Bookmarks

Bookmarks

Ваші права у розділі

  • Ви НЕ можете створювати нові теми
  • Ви НЕ можете відповідати у темах
  • Ви НЕ можете прикріплювати вкладення
  • Ви не можете редагувати свої повідомлення
  •  
  Головна | Афіша | Новини | Куди піти | Про місто | Фото | Довідник | Оголошення
Контакти : Угода з користивачем : Політика конфіденційності : Додати інформацію
Главная страница сайта  
copyright © gorod.dp.ua.
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.
Про проєкт :: Реклама на сайті