Перед покупкой книги передо мной возникали вопросы, будет ли полезна книга моему ребёнку? Не навредит ли? В поисках ответов этот пост пополняется "вспомагатьельной литературой"![]()
Спасибо babyblog.ru
Первые книжки и первые книги - Какие первые книжки я буду читать своему ребенку? Какие странички он будет перелистывать? Какие рисунки рассматривать?
Очень интересная темка на babyblog.ru про обучение чтению
Подскажите, как научить ребенка читать по слогам?
Каталог "100 лучших новых книг для детей 2013" , взято из ЖЖ: http://samokat-library.livejournal.com/56294.html
Сообщество для тех, кто покупает детские книги через интернет
shaltay0boltay на ЖЖ приклоняюсь перед этой любительницей книг, очень много интересного!!!
Spoiler: Тематический каталог по литературным произведениям
Малышам От двух до пяти - рекомендации сайта БиблиоГид
Spoiler: Список литературы для детей от 2,5-3 до 6-7 лет
1. Владимир Сутеев. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные колёса. Палочка-выручалочка. Капризная кошка.
2. Корней Чуковский. Телефон. Федорино горе. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Айболит. Айболит и воробей. Путаница. Доктор Айболит (по Гью Лофтингу).
3. Самуил Маршак. Усатый-полосатый. Где обедал, воробей? Багаж. Вот какой рассеянный. Урок вежливости. Про всё на свете. И другие.
4. Самуил Маршак. Переводы детских английских песенок: Перчатки. Гвоздь и подкова. Три мудреца. В гостях у королевы. Кораблик. Король Пинин. Дом, который построил Джек. Котята. Три зверолова. Шалтай-Болтай. И другие.
5. Народные сказки о животных: Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля. Лиса и кувшин. Кот и лиса. Лисичка со скалочкой. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Волк и семеро козлят. Храбрый баран. Заяц-хваста. Зимовье. Полкан и медведь. Петушок - Золотой гребешок и чудо-меленка. Мужик и медведь. Сказка про ерша. Лиса и козёл. И другие.
6. Альф Прёйсен. Про козлёнка, который умел считать до десяти. Весёлый Новый год.
7. Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.
8. Агнеш Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.
9. Энид Блайтон. Знаменитый утёнок Тим.
10. Николай Носов. Живая шляпа.
11. Николай Сладкое. Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна. И другие рассказы.
12. Хэйден Макэлистер. Разноцветные путешествия.
13. Зденек Милер. Крот и волшебный цветок.
14. Сергей Михалков. Басни: Кто кого? Услужливый заяц. Друзья в походе. Стихи: А что у вас? Песенка друзей. Фома. Рисунок. Мой щенок. И другие стихи.
15. Виталий Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы.
16. Михаил Пляцковский. Солнышко на память (рассказы).
17. Михаил Зощенко. Умные животные (рассказы). Показательный ребёнок (рассказы).
18. Приключения Пифа в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера.
19. Виктор Кротов. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом.
20. Георгий Юдин. Букварёнок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы).
21. Дональд Биссет. Всё кувырком (рассказы).
22. Фёдор Хитрук. Топтыжка.
Spoiler: Список рекомендованной литературы 5-8 лет
1. Корней Чуковский. Бармалей. Тараканище. Крокодил. Краденое солнце. Приключения Бибигона.
2. Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей.
3. Николай Носов. Мишкина каша. Телефон. Дружок. Фантазёры. Наш каток. Метро. Федина задача. И другие рассказы.
4. Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
5. Алексей Толстой. Сказки.
6. Карло Коллоди. Приключения Пиноккио.
7. Николай Грибачёв. Лесные истории.
8. Энн Хогарт. Ослик Мафии и его друзья.
9. Ганс-Христиан Андерсен. Дюймовочка. Гадкий утёнок. Принцесса на горошине. Цветы маленькой Иды. И другие сказки.
10. Энид Блайтон. Приключения Нодди. Жёлтая книга фей.
11. Туве Янссон. Маленькие тролли и страшное наводнение. Комета летит! (в другом переводе - Муми-тролль и комета). Шляпа волшебника. Мемуары папы Муми-тролля. Опасное лето. Волшебная зима.
12. Отфрид Пройслер. Маленькая Баба-Яга. Маленький Водяной. Маленькое Привидение. Как поймать разбойника.
13. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки: Про Комара Комаровича. Сказка про храброго зайца Длинные уши - Косые глаза - Короткий хвост. Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке. И другие.
14. Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше. Приключения Эмиля из Лённеберги. Пиппи Длинныйчулок.
15. Люси и Эрик Кинкейд. Лесные истории с кротёнком Вилли и его друзьями.
16. Тони Вульф. Сказки волшебного леса. Великаны. Гномы. Эльфы. Феи. Драконы.
17. Евгений Колкотин. Про медвежонка Прошку.
18. Валентин Катаев. Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик.
19. Павел Бажов. Серебряное копытце.
20. Татьяна Александрова. Кузька. Сказки старой тряпичной куклы.
21. Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква "А". Может, Нуль не виноват. И настанет весёлое утро. Маруся ещё вернётся. Счастливо, Ивушкин!
22. Джанни Родари. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы.
23. Джоэлъ Харрис. Сказки дядюшки Римуса.
24. Борис Заходер. Стихи и стихотворные сказки (Мартышкин дом, Буква "Я" и другие). На горизонтских островах (стихи). Ма-Тари-Кари.
25. Эдуард Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот. Каникулы в Простоквашино. Меховой интернат.
26. Григорий Остер. Котёнок по имени Гав. Зарядка для хвоста. Подземный переход. Привет мартышке. А вдруг получится!!! Испорченная погода. Обитаемый остров. Это я ползу. Бабушка удава. Великое закрытие. Куда идёт слонёнок. Как лечить удава. Легенды и мифы Лаврового переулка. Сказка с подробностями.
27. Октав Панку-Яшъ. Сказки ("Куда девался снег").
28. Ренато Рашел. Ренатино не летает по воскресеньям.
29. Валерий Медведев. Баранкин, будь человеком! Приключения солнечных зайчиков.
30. Константин Ушинский. Слепая лошадь.
31. Волшебные сказки разных народов в пересказе для детей:
Русские: Сивка-Бурка. Царевна-лягушка. Птичий язык. Морозко. Финист - ясный сокол. Марья Моревна. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. По Щучьему велению. Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Сказка о молодильных яблоках и живой воде. Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что. Иван - вдовий сын. Чудесные ягоды. Липунюшка. Василиса Прекрасная. Хаврошечка. Морской царь и Василиса Премудрая. Три зятя. Снегурочка.
Немецкие сказки, собранные братьями Гримм: Заяц и ёж. Соломинка, уголь и боб. Храбрый портной. Три брата. Три лентяя. Маленькие человечки. Горшок каши. Бабушка Метелица. Мальчик с пальчик. Бременские музыканты. Цвет шиповника (в другом переводе - Шиповничек). И другие.
Французские: Гномы. Неугомонный петушок. Ученик чародея. Плут-малыш. Дочь дровосека. Как не уберегли звери свои тайны. "Попался, Сверчок!". Солнышко. Белый дрозд, хромой мул и красавица с золотыми волосами. Жан счастливый. Откуда совы взялись. Возвращение Ля Раме. И другие.
Английские: Три поросёнка. Мистер Майка. Как Джек ходил счастья искать. Источник на краю света. Три умные головы. Малютка брауни. Кто-всех-одолеет. Воду заперли. Тростниковая шапка. Ученик чародея. Том Тит Тот. И другие.
Арабские: Волшебная лампа Аладдина. Синдбад-мореход. Али-баба и сорок разбойников. И другие.
А также сказки датские, шотландские, ирландские, индийские, норвежские, шведские, португальские, японские, эстонские, татарские и многих-многих других народов.
32. Бытовые сказки разных народов (т.е. сказки о смекалке и сообразительности):
Каша из топора. Горшеня. Кто заговорит первый? Скряга. Мудрая жена. Барин и плотник. Скатерть, баранчик и сума. Дочь-семилетка (русские). Золотой кувшин (адыгейская). Король Иоанн и кентерберийский аббат (английская). Собака пономаря. Лиса и куропатка. Бирон. "Берник, бернак!" Плотник из Арля. Волшебный свисток и золотые яблоки. Старый горшок с золотыми экю (французские). И многие-многие другие.
33. Сказки Шарля Перро в пересказе для детей: Красная шапочка. Кот в сапогах. Золушка. Спящая красавица (кончая свадьбой).
Примечание: другие сказки Шарля Перро - такие как "Мальчик с пальчик", полная версия "Спящей красавицы" или "Синяя борода" - страшнее, там больше людоедов, детей, брошенных родителями в лесу, и других ужасов. Если вы не хотите пугать своих детей, то знакомство с этими сказками лучше отложить хотя бы до начальной школы, лет до восьми-девяти.
34. Хью Лофтинг. История доктора Дулитла.
35. А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. И другие повести.
36. А.Б. Хвольсон. Царство малюток (Приключения Мурзилки и лесных человечков).
37. Пальмер Кокс. Новый Мурзилка (Удивительные приключения лесных человечков).
38. Евгений Чарушин. Медвежонок. Медвежата. Волчишко. И другие рассказы.
39. Виталий Бианки. Где раки зимуют.
40. Михаил Пришвин. Лисичкин хлеб. Лесной доктор. Ёж. Золотой луг.
41. Константин Паустовский. Прощание с летом.
42. Редьярд Киплинг. Слонёнок. Рикки-Тикки-Тави. Как леопард стал пятнистым.
43. Алан А. Милн. Винни-Пух и все-все-все.
44. Михаил Зощенко. Цикл рассказов про Лелю и Миньку: Ёлка. Бабушкин подарок. Калоши и мороженое. Не надо врать. Через тридцать лет. Находка. Великие путешественники. Золотые слова.
45. Галина Демыкина. Дом на сосне (повести и стихи).
46. Виктор Голявкин. Рассказы.
Spoiler: Список литературы для детей 7-11лет
1. Сергей Аксаков. Аленький цветочек.
2. Ганс-Христиан Андерсен. Новое платье короля. Соловей. Огниво. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. И др.
3. Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
4. Виталий Губарев. Королевство кривых зеркал.
5. Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье.
6. Михаэль Энде. Джим Пуговка и машинист Лукас. Джим Пуговка и Чёртова Дюжина.
7. Редьярд Киплинг. Маугли. Вот так сказки!
8. Ян Экхольм. Тутта Первая и Людвиг Четырнадцатый. ТО да СЁ из города АВОСЬ да НЕБОСЬ.
9. Джеймс Барри. Питер Пэн и Венди.
10. Эрнст Гофман. Щелкунчик и мышиный король. И другие сказки.
11. Клайв С. Льюис. Хроники Нарнии.
12. Кеннет Грэхем. Ветер в ивах.
13. Антоний Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители.
14. Вильгельм Гауф. Маленький Мук. Калиф-аист. Приключения Сайда. И другие сказки.
15. Д.И Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку. Светлячки. Сказочка про дедушку Водяного. Золотой брат. Богач и Ерёмка. И другие рассказы.
16. Феликс Зальтен. Бемби. Жили-были пятнадцать зайцев.
17. Павел Бажов. Каменный цветок. Горный мастер. Золотой волос.
18. Андрей Некрасов. Приключения капитана Врунгеля.
19. Пьер Грипари. История принца Реми, лошадки по имени Реми и принцессы Мирей. Сестричка-невеличка. И др.
20. Георгий Русафов. Ваклин и его верный конь. И другие сказки.
21. Софья Прокофьева. Пока бьют часы. Остров капитанов.
22. Анатолий Алексин. В стране вечных каникул.
23. Евгений Чарушин. Рассказы о животных (Щур. -Яшка. Глупые обезьянки. И другие).
24. Приключения Робин Гуда.
25. Д'Эрвильи. Приключения доисторического мальчика (в пересказе Б.М. Энгельгардта).
26. А.П. Чехов. Лошадиная фамилия.
27. Борис Шергин. Пойга и лиса.
28. Алексей Толстой. Фофка.
29. Александр Куприн. Ю-ю.
30. Нина Артюхова. Мороженое.
31. Виктор Голявкин. Рассказы.
32. Виктор Драгунский. Денискины рассказы.
33. Радий Погодин. Кирпичные острова.
34. Эрнест Сетон-Томпсон. Чинк.
35. Джек Лондон. Сказание о Кише.
36. Дж.Р.Р. Толкин. Хоббит.
37. Юрий Олеша. Три толстяка.
38. Лазарь Лагин. Старик Хоттабыч.
39. Альберт Иванов. Лилипут - сын великана.
40. Роберт-Луи Стивенсон. Остров сокровищ.
41. Даниэль Дефо. Приключения Робинзона Крузо.
42. Марк Твен. Приключения Тома Сойера.
43. Юрий Коваль. Недопёсок.
44. Евгений Велтистов. Электроник - мальчик из чемодана. Рэсси - неуловимый друг. Миллион и один день каникул.
45. Кир Булычёв. Девочка, с которой ничего не случится. Путешествие Алисы. Тайна третьей планеты. День рождения Алисы. Заповедник сказок. Козлик Иван Иванович. Лиловый шар.
46. Владислав Крапивин. Тень каравеллы. Трое с площади Карронад.
Spoiler: Зарубежные авторы
Б. Поттер «Бельчонок Тресси и его друзья», «Кролик Питер и его друзья», «Мышонок Джонни и его друзья», «Сказки кошки Табиты» - очаровательные истории из жизни забавных зверушек с потрясающими авторскими иллюстрациями.
Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса». Кто же не знает Дж. Харриса и его Братца Кролика с Братцем Лисом?
С. Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю?» - трогательный, наполненный нежностью текст и изумительные иллюстрации.
Э. Карл «Очень голодная гусеница».
А. Прейсн «Про козленка, который умел считать до десяти».
З. Милер, Э. Петишка, Г. Доскочилова серия про Кротика – книги по популярному чешскому мультсериалу с Кротиком в главной роли.
В. Буш «Плих и Плюх» - шутливая сказка в стихах в переводе Д. Хармса.
Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим».
М. Кетчпул «Как сдвинуть с места бегемота», А. Стюарт «Кроличьи уши», М. Маршалл «Львенок потерялся!», Л. Рэнкин «Лисичка Рути и Неправда», К. Фридман «Во всем виновата огромная синяя панда!» - остроумные, жизнерадостные сказки со смыслом. Отличные иллюстрации.
В. Томас и К. Пол - серия про колдунью Винни.
Фалконер Ян Истории про свинку Оливию – «Оливия», «Оливия спасает цирк», «Оливия и пропавшая игрушка», «Оливия и настоящий оркестр», «Оливия встречает новый год».
Ф. Маттер «Волчонок и динозавры», «Волчонок встречает Новый год».
К. Уилсон, Дж. Чапмен «Когда Медведик просыпается», «Когда Медведик спит», «Новый друг Медведика», «Рождество Медведика» - изумительные иллюстрации Дж. Чампен и потрясающе милый, добрый текст Кармы Уилсон в переводе поэта М. Яснова.
Х. Хайне «Трое из Кукалау», «Хорошо, что есть друзья», «Дело было в Кукалау», «Тайны хутора Кукалау» - о приключениях петуха Франца, мышонка Джонни и поросенка Вальдемара.
А. Макалистер, В. Черчилль, Ч. Фьюдж «Вот ты где, Вомбатик», «Что любит Вомбатик». Вомбатик - маленький австралийский зверек. Он непоседа и проказник, и с ним случаются разные приключения. Вомбатика придумал и нарисовал Чарльз Фьюдж - один из самых популярных иллюстраторов Англии.
С. Нурдквист - серия про старика Пенсона и его кота Финдуса.
Д. Висландер, С. Нордквист - серия про «самую знаменитую шведскую корову» Маму Му.
Дж. Дональдсон «Груффало», «Дочурка Груффало», «Улитка и кит», «Если в домике тесно», «Любимая книжка Чарли Кука» - смешные стихотворные сказки.
А. Казалис «Ежики варят яблочный сироп и другие истории», «Деревня божьих коровок и другие истории», «Сказки бабушки Крольчихи», «Сказки бабушки Медведицы» - дорогие книги, но красивейшие иллюстрации Тони Вульфа того стоят. Они идеальны для разглядывания и обсуждения с малышом.
Л. Клинтинг - серия про доброго и умного бобра Кастора.
Н. Моост, А. Рудольф - серия про Вороненка.
Х. Хансен Лев Ларс.
Spoiler: Отечественные авторы
В. Сутеев «Сказки и картинки» - книга, которая живет на свете уже много-много лет.
Т. Крюкова «Крошка Ежик», «Кенгуренок Руни», «Паровозик Пых» «Автомобильчик Бип», «Динозаврик ищет маму» - добрые познавательные книжки известной детской писательницы.
А. Иванов «Про Хому и Суслика».
В. Чижиков «Петя и медвежонок Потап» - легкий, понятный текст, яркие живые картинки, что еще нужно, чтобы 2-3-летки светились от восторга?
А. Усачев «Умная собачка Соня», «Про Бабу-Ягу» и др. Усачев - один из наиболее популярных авторов в отечественной детской литературе, очень изобретательный и талантливый.
М. Пляцковский «Ромашки в январе», «Дневник кузнечика Кузи» и др. сказки, стихи и песенки – очень добрые, душевные.
Г.Остер «Котенок по имени Гав», «Вредные советы», «38 попугаев», «Приключения Пифа». На сказках, стихах, мультфильмах Григория Остера выросло уже несколько поколений.
Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково», «Как Лягушонок искал папу», «Маленький великанчик» и др. Замечательные сказки и замечательные герои.
Е. Чарушин «Тюпа, Томка и сорока» - веселые рассказы о животных
В. Бианки «Сказки для маленьких».
С. Козлов «Ежик в тумане», «Сказки про Ежика и Медвежонка», «Львенок и Черепаха». Трогательные, волшебные сказки, знакомые нам с детства.
В. Кротов серия про Червячка Игнатия – истории про необыкновенного говорящего червячка, который помогает своим друзьям понять очень важные вещи.
С. Седов «Сказки про мам», «Сказки про королей». У Седова очень необычные, живые сюжеты.
С. Прокофьева «Маша и Ойка», «Приключения желтого чемоданчика» и др.
Т. Александрова «Домовенок Кузька».
А. Курляндский «Про попугая Кешу».
Spoiler: Рекомендации психологов по детским книгам
Андерсен Г. Х. - сказки и истории
Астафьев В. - цикл "Конь с розовой гривой"
Барри Дж. - Питер Пэн, Питер Пэн
Баум Л. Ф. - Страна Оз, сказки
Бернетт Ф. - Маленький лорд Фаунтлерой, Таинственный сад
Бжехва Ян - Академия Пана Кляксы
Блайтон И. - Великолепная Пятёрка
Брэдбери Р. - Вино из одуванчиков
Булычёв К. - цикл "Алиса"
Велтистов Е. - Приключения Электроника
Верн Ж. - Таинственный остров, Дети капитана Гранта
Волков А. - цикл "Волшебник Изумрудного Города"
Гауф В. - сказки
Гофман Э. - Щелкунчик
Губарев В. - Королевство кривых зеркал
Даррелл Д. - Говорящий свёрток, другие книги
Дефо Д - Робинзон Крузо
Диккенс Ч. - Приключения Оливера Твиста, Дэвид Копперфильд
Драгунский В. - Денискины рассказы
Житков Б. - Что я видел, Что бывало, рассказы о животных
Каверин В. - сказки
Кассиль Лев - Кондуит и Швамбрания
Кестнер Эрих - Эмиль..., Мальчик из спич. кор., Как я был мал., Кнопка и Антон
Киплинг Р. - Маугли
Коваль Ю. - Пять похищенных монахов, Приключения Васи Куролесова
Корчак Януш - Король Матиуш
Крапивин В. - все произведения, впервые изданные с 1964 по 1990 год
Крюкова Т. - (не выбрано лучшее)
Крюс Джеймс - Тим Талер или Проданный смех
Кэролл Льюис - Алиса в Стране Чудес, Алиса в Зазеркалье
Лагерлеф С. - Путешествие Нильса с дикими гусями, Истории о Христе
Лагин Л. - Старик Хоттабыч
Ларри Ян - Приключения Карика и Вали
Ле Гуин - Волшебник Земноморья
Ли Харпер - Убить пересмешника
Линдгрен А. - всё
Льюис К. Ст. - Хроники Нарнии
Махотин С. - стихи
Медведев В. - цикл "Фантазии Баранкина"
Метерлинк - Синяя птица
Милн А., Заходер Б. - Винни-Пух и все-все-все
Несбит Эдит - всё
Носов Н. - всё
Олеша Ю. - Три толстяка
Остер Г. - стихи
Пантелеев Л., Г. Белых - Республика Шкид
Паустовский К. - Далёкие годы
Пройслер О. - всё
Прокофьева С. - всё
Рауд Эно - Муфта, Полботинка и Моховая Борода
Родари Дж. - Приключения Чипполино, Приключение Голубой стрелы, Сказки по телефону, Торт с неба
Рыбаков А. - Кортик, "Бронзовая птица", "Последнее лето детства"
Сент-Экзюпери А. - Маленький Принц
Сетон-Томпсон - Маленькие дикари
Сотник Юрий - цикл рассказов "Вовка Грушин и другие"
Стивенсон Р. Л. - Остров сокровищ
Стюарт П., Риддел К. - всё
Суслин Д. - цикл: Страна остановленного времени
Твен М. - Том Сойер и Гекльберри Финн, Принц и нищий
Толкиен Дж. - Хоббит, Кузнец из Большого Вуттона
Толстой А. - Золотой ключик, или Приключения Буратино
Томин Юрий - Шёл по городу волшебник, Карусели над городом
Третьяков Юрий - всё
Трэверс Памела - Мэри Поппинс
Уайльд Оскар - сказки
Успенский Э. - сказки до 1990 года
Хауген Турмуд - сказки
Хопп Синкен - Волшебный мелок
Шаров А. - Рыжая девочка с зелёным бантом, другие сказки
Эгнер Т. - сказки
Экхольм Ян - Тутта Карлсон, Людвиг Четырнадцатый
Элбоз С. - Страна привидений, Страна без волшебства
Энде Михаэль - Бесконечная история, Пунш желаний
Янссон Туве - всё (предпочтительно в переводе Владимира Смирнова)
Spoiler: Список рекомендованной литературы с комментариями
1. Андерсен Г.К. Все его сказки стали классикой. Обязательно надо познакомить ребенка с гадким утенком и его поиском себя в жизни, девочкой Гердой из «Снежной королевы», любовь которой оказалась сильнее всех преград, Русалочкой и девочкой со спичками. Последние 2 сказки – об отношении к смерти. У ребенка страх смерти появляется около шести лет. Вот примерно в это время его можно познакомить с этими сказками, пронизанными светлой грустью не исчезновения, а иного продолжения. «Калоши счастья» одинаково полезно перечитать и подросткам и их родителям – переоценка ценностей – это циклический процесс, подобный наведению порядка у себя дома, когда отживший свое хлам можно выбросить, а вещам важным помочь засиять новыми гранями.
2. Балл Г. «Торопун-Карапун и тайны моего детства». Сложная, многогранная и интересная повесть для младшего и среднего школьного возраста.
3. Баум Ф.Л. «Волшебник из страны Оз» и ее продолжения. Это американская предтеча нашего «Волшебника Изумрудного Города». Но не то же самое, а самостоятельная и психологически очень интересная книга, повествующая о вариантах жизненных стратегий героев и последствиях этих стратегий. Это жизненный сценарий, которым неплохо снабдить своего дошкольника или младшего школьника.
4. Бисетт Дональд «Забытый день рождения» и любая другая его книга. Это чудесные коротенькие и очень увлекательные сказки для дошкольников и младших школьников, а также – их имеющих глаза и уши родителей. В них очень метко и ненавязчиво показаны разные сложные ситуации, в которые попадают разные маленькие и большие существа, и некоторые пути выхода.
5. Волков А. «Волшебник Изумрудного Города». Это не просто талантливый пересказ Ф. Баума, во многом самостоятельное приключенческое произведение, увлекающее детей возможностями достижений самого необходимого, без чего жизнь теряет смысл. Дошкольный и младший школьный возраст.
6. Гераскина Л.Б. «В стране невыученных уроков». Вполне созревают для ее восприятия дети к 8-9 годам, когда появляется потребность лично совершить нечто существенное. В этом путешествии есть шанс реанимировать угасающий познавательный интерес вашего школьника.
7. Драгунский В. Денискины и другие рассказы. В том числе «Двадцать лет под кроватью. Серьезное перемешано со смешным, отчего страшное перестает казаться ужасным. Замечательно полезно при страхах.
8. Кестнер Э. «Мальчик из спичечной коробки». Как жить, если ты совсем не похож на других, например, очень маленький? Воспользоваться волшебством и стать как все или остаться собой, именно таким необходимым в этом мире.
9. Коллоди Карло «Приключения Пиноккио». Предтеча нашего Буратино. Увлекательная история трансформации растущего человека.
10. Корчак Януш «Король Матиуш». Именно Корчак знал не понаслышке о проблемах детского самоуправления и роли взрослых в этом замысловатом процессе, работая длительное время в детском доме и разделив участь последнего дня жизни со своими воспитанниками.
11. Крапивин Влад. «Летящие сказки». В этих повестях так много для формирующегося человека, особенно, если он мальчик, что это трудно переоценить.
12. Кэррол Л. «Алиса в стране чудес». После 5 лет большинство детей забывают чудеса словотворчества. Эта книга для тех, кому 4-5 лет или взрослых с душой маленького ребенка, каким был на своих каникулах Чарльз Лютвидж Доджсон, автор Алисы. Эта книга – феерия, сплошная игра слов, та словесная гимнастика, которая необходима при формировании речи ребенка и его умения встречать новое не как страшное, а интересное.
13. Лагерлеф С. «Подменыш». Эту сказку лучше маме сначала прочитать самой, потому что неожиданно для себя она может разбудить сильные чувства, сопровождаемые потоками слез. Возраст детей – скорее школьный.
14. Лагин Л.И. «Старик Хоттабыч». Вот она – мечта о вожделенной халяве. Однако не все так просто складывается в жизни. За все надо платить.
15. Лингрен Астрид. «Повести о Малыше и Карлссоне». Дивный выход для одинокого скучающего ребенка. А для его родителей повод задуматься о том, стоит ли опровергать фантазии вашего ребенка, если они заменяют ему нечто чрезвычайно важное. Это напоминает одну историю, которая случилась якобы с Сократом. Его как-то спросили, надо ли жениться. «Женись непременно, - ответил философ. Если попадется хорошая жена, будешь счастливым. Если плохая – станешь философом». Так и с детьми – если семья очень благополучная, вырастет уравновешенный и гармоничный человек без особенных протуберанцев в судьбе. Если семейная жизнь не слишком складная – то она будит игру воображения с целью компенсации эмоциональных недостач. Так родилось множество писателей и прочих творческих людей. Саму Астрид заставила впервые творить в детстве ее болезнь , на некоторое время приковавшая ее к постели.
16. Мамин-Сибиряк Д.Н. «Аленушкины сказки». Спи, Аленушка, спи, красавица. А папа будет рассказывать сказку… Главное, самим не расплакаться (это если вам в детстве никто ничего подобного не говорил). Это такой посыл родительской любви, хранящий дитя в любых невзгодах, что равный ему трудно найти. Разве что в «Снежной королеве», в замке разбойников (!), где старая разбойница так нащелкала по носу маленькую, свою дочку, что нос у той распух и посинел, но все это делалось любя.
17. Метерлинк Морис. «Синяя птица». Поиски счастья – куда они заводят? И в царство снов и наслаждений и в загробный мир. Сказка напоминает о том, где счастье все это время находилось никем не замеченное. Прочитаете – вспомните.
18. Миллн А. «Винни-Пух и все-все-все». Это опять рассказывает папа. Как умудряются сосуществовать, и не просто сосуществовать, а еще быть довольными друг другом столь разные существа? Это бестселлер по психологии семейной жизни с элементами триллера. Детям с проблемами страхов очень интересно будет узнать о поисках Буки и ловли Слонопотама, после которых поросенок Пятачок почти окончательно решил убежать из дома и стать моряком.
19. Носов Н. Его рассказы (одна «Живая шляпа» чего стоит, если ее прочитать вашему трусишке) и, конечно, приключения Незнайки. Вроде отрицательный в общем-то герой, но ведь учится у жизни с удовольствием. А что еще можно пожелать для наших детей?
20. Олеша Ю. «Три толстяка». Если когда-то ребенок познал бескорыстную и преданную любовь, его сердце невозможно сделать железным, разве что стрелку внутреннего компаса. Да и то она повернется туда, где теплее.
21. Остер Г. Его книги у меня настольные. Их хорошо читать вместе и дружно смеяться над самими собой и нашими жуткими проблемами. Вредные советы действуют примерно как приключения барона Мюнхаузена. Смех обезоруживает любое иррациональное начало. Опасность вредных советов состоит только в слишком серьезном отношении к ним родителей. Другой нет. Обратите внимание на «Папамамалогию», «Воспитание взрослых», «Кулинарную книгу людоеда», «Школу ужасов». Однако только родители, сами преодолевшие проблемы своих детских страхов, смогут не усугубить ситуацию своего ребенка, а способствовать ее разрешению. Книги Остера – своеобразный тест на родительскую вшивость. Если книги вызывают у вас чувство неприязни или страха, значит, проблема у вас есть и есть смысл провести ревизию собственной жизни, прежде чем активно формировать жизнь своего ребенка. Тогда для него уж лучше дистанция в отношениях с вами. На время вашего личностного роста, разумеется.
22. Погорельский Антоний «Черная курица или подземные жители». Не все коту масленица – говорит русская пословица. Везунчикам и баловням судьбы рано или поздно приходится столкнуться с ситуацией, которая их грубо и больно сталкивает с тем, что в каждом гениальном свершении 1% гения и 99% каторжного труда.
23. Роулингс Джоан. «Гарри Поттер». Теперь без него трудно представить детскую книжную полку. Причем, читают даже те, которые вообще-то не читают. Это литературный феномен, который теряет все, будучи разъят на атомы попыткой анализа. Вроде бы – еще одна интересная сказка. Не буду пытаться постичь секрет ее успеха. Мне ясно одно, нам, взрослым, нужно и можно пользоваться прекрасными возможностями нашего общения с детьми и познания друг друга, которые предоставляет эта книга.
24. Твен Марк. «Приключения Тома Сойера». Эта старая книга отнюдь не утратила своих звездных качеств в наше время. Интерес к ней не ослабевает ни у девочек, ни у мальчиков и может сравним только с успехом Человека-Паука. Просто ты растешь вместе с Томом, и не нужно никакой сопутствующей морали. В книге все есть в деликатной и приемлемой для любого ребенка форме.
25. Токмакова И. «Маруся еще вернется». Опять сказочное путешествие, в котором девочка снова обретает саму себя, перешагнув свой страх и оставив там свою болезнь. Так, как и в жизни. Хотя автор вряд ли знакома с психосоматической концепцией происхождения болезней. У художника есть инструмент интуитивного познания жизни, альтернативный научному.
26. Толстой А. «Золотой ключик». Он всегда не слишком далеко от тебя. Нужно только оторвать свое седалище от удобного сидения. Дети всегда рады это делать. Мы – часто нет. Результатом компромисса остается замшелая тетка Тортила, лежащая на сундуке с чьим-то золотым ключиком счастья. И тщетные поиски себя теми, кто не стал Буратино. Папа Карло – образец отличного родителя.
27. Трэверс П. «Мэри Поппинс». Никто лучше ее не умел возвращать детей в реальность и в то же время не лишать их сказки.
28. Шаров А. Несколько чудесных повестей , во время которых незаметно вырастают дети. Это «Человек-горошина и Простак», «Кукушонок, принц с нашего двора», «Приключения Ежиньки и других нарисованных человечков».
29. Энде Михаэль «Бесконечная книга». Это увлекательная повесть, над которой не одна мама пролила немало слез, потому что все там про нее, а уж о ребенке и говорить нечего. Только они не плачут, а просто читают или слушают взахлеб. Если, конечно, история совпала уже с их потребностью преобразовать свою жизнь (около 9 лет обычно). Эта великолепная модель детской психотерапии со всеми ее подробностями, а, главное, с EXIT – выходом из страны фантазии в реальную жизнь. Это есть далеко не во всех волшебных историях. И может возникнуть искушение всю жизнь отсиживаться в кустах страны Фантазии. Книгомания, киномания, наркомания – лишь бы пореже сталкиваться с этим неудобным миром. Эта повесть действительно дает ключ к разгадке тайны изменения человека.
Spoiler: Книги, в которых главные герои - мальчишки (список по названиям)
Spoiler: Книги про девочек (список по названиям)
Spoiler: Список книг о войне для старших дошкольников (5-7 лет)
- Алексеев С. Наташка. Три приятеля с Волхонки. Геннадий Сталинградович. Семь потов. Праздничный обед. Таня Савичева. Шуба. "Данке шён". "Мутти!" Бронзой поднялся в небо. Три автомата.*
- Балл Г. Зелёная шишка.
- Баруздин С. Шел по улице солдат. (маленькие зарисовки об истории Советской армии)
- Богданов Н. Иван Тигров. Солдатская каша (в кн. "О смелых и умелых"). (О жизни и подвигах мальчиков и девочек, оказавшихся на фронте и во вражеском тылу)
- Георгиевская С. Галина мама.(В небольшой повести для малышей рассказывается о воинской доблести)
- Герман Ю. Вот как это было. (Повесть написана от имени маленького героя Мишки, который описывает войну и блокаду.)
- Драгунский В. Арбузный переулок. (Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.)
- Жариков А. Смелые ребята. Максим в отряде. Юнбат Иванов.
- Иванов А. Как Андрейка на фронт бегал.
- Кассиль Л. Рассказ об отсутствующем. У классной доски. Обыкновенные ребята. Твои защитники.
- Лавренев Б. Разведчик Вихров.
- Лободин М. Кусочек блокадного хлеба.
- Минчковский A. Гвардии Ион. (в кн. "Про других и про себя".)
- Митяев А. Носов и Назе. (в кн. "Письмо с фронта".)
- Нижний Л. Золотые руки. (О ребятах, в трудные годы войны вставших к станкам)
- Орлов О. Юнга Лялин. (в кн. "Глобус адмирала".)
- Осеева В. Андрейка. (О семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы)
- Панова В. Сергей Иванович и Таня.*
- Пантелеев А. Главный инженер.
- Паустовский К. Стальное колечко.(Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.)
- Платонов А. Никита.(О том, как отец пятилетнего Никиты наконец-то вернулся с войны домой.)
- Туричин И. Сердце солдата. Защитники. Земляника. Сапоги. Маришкина пушка.
- Федоренко П. Компас Павлика Рыбакова.
- Ходза Н. Надо спасать детей! Детей увозят в тыл. (в кн. "Дорога жизни".)
- Шишов А. Лесная девочка. (О судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы войны.)
Книга - лучший учитель.
1. Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.
2. Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых.
3. Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.
4. Книга всегда лучше фильма, потому что в воображении нет ограничений на спецэффекты.
5. Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь.
6. Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает.
7. Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.
8. Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.
9. Существует только одна вещь, худшая, чем не прикасаться к чтению книг последние 90 дней; это не прикасаться к чтению последние 90 дней и думать, что ничего не случилось. © Джим Рон
10. Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их. © Рэй Брэдбери
11. Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.
12. Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. © Фрэнсис Бэкон
13. Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете. © Джим Рон
14. Доверяй книгам, они самые близкие. Они молчат, когда надо, и говорят, открывая перед тобой мир, при надобности.
15. Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой. © Эрнест ХемингуэйSpoiler: Обучение ребёнка чтению
ЭТАП №1: подготовка к обучению чтению.
Заберите полезную статью на стену и начинайте заниматься с малышом.
Игры по подготовке к освоению навыков чтения направлены на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики. Не секрет, что успех в обучении чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка. Например, если малыш не научится быть внимательным в играх, не связанных с буквами, то и на занятиях по обучению чтению он не сможет долго удерживать внимание, будет отвлекаться. Очевидно, что прежде чем предлагать малышу запоминать буквы, нужно научить его запоминать картинки. Чтобы увидеть разницу между буквами или услышать особенности произношения разных звуков, ребенку нужно уметь находить сходства и различия между предметами и звуками окружающего мира.
Десять игр, представленных в этой статье, могут быть использованы вами для организации подготовительной работы к чтению. Проигрывая эти игры с ребенком, вы будете не только тренировать познавательные способности вашего ребенка - внимание, память, мышление, мелкую моторику, но и ненавязчиво готовить малыша к процессу обучения чтению.
1. Закончи словечко
Цель: учиться придумывать слова на слоги, развивать фантазию, развивать речь.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: мячик.
Как играть?
Бросьте ребенку в руки мяч, назвав начало выбранного вами слова, например КА. Ребенок должен вернуть вам мяч, закончив слово. Например, ребенок ответит ША. Обязательно произнесите целое слово после того, как ребенок его отгадает (КАША). Потом поменяйтесь ролями. Пусть теперь ребенок загадывает вам слова.
Играть в эту игру проще, если взрослый и ребенок заранее договариваются о том, на какую тему будут загадываться слова. Например, овощи или фрукты, транспорт или посуда, "летние" или "зимние" слова, предметы, находящиеся в комнате, и т. п.
Наиболее сложная разновидность игры - назвать как можно больше слов, начинающихся на заданный слог. Например, на слог ПА ребенок может придумать слова: ПАПА, ПАША, ПАКЕТ, ПАЛЕЦ и другие. Игра поможет избежать в дальнейшем трудностей при чтении слов, когда ребенок, прочитав две части слова, не может понять его смысл.
Вариант:
Вы "бросаете" ребенку окончание слова, а он называет слово целиком. Например, ША - КАША; ЖА - ЛУЖА; ТА - КОНФЕТА, КОТЛЕТА, ВАТА и т. п.
2. Звуковые загадки
Цель: учиться различать неречевые звуки, учиться запоминать звуки, развивать память, развивать слуховое внимание.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: 2-3 погремушки (разные), барабан, бубен, дудочка, колокольчик, бубенчик, карандаш, ручка, пластмассовая линейка, деревянная линейка, ложка, совочек.
Как играть?
Разложите на столе перед ребенком музыкальные игрушки: погремушки, барабан, бубен, дудочку, колокольчик, бубенчик. Сначала сами продемонстрируйте ребенку все звуки, которые можно извлечь с помощью этих инструментов, а затем дайте и ребенку вволю с ними наиграться, извлекая звуки.
Попросите ребенка отвернуться, извлеките один из звуков. Пусть ребенок отгадает, какой предмет вы демонстрировали. Можно предложить ребенку проверить правильность ответа - дать возможность извлечь звук из указанного им предмета.
Через некоторое время продемонстрируйте 2-3 звука подряд, предложите ребенку повторить исполненную вами "музыку". В дальнейшем можете загадывать З-6 звуков. Не забывайте повторять звуки несколько раз.
Для этой же игры используйте и другие предметы: карандаш, ручку, линейки (пластмассовую и деревянную), ложку, совочек. С их помощью стучите по одинаковой поверхности, а ребенок будет отгадывать, чем вы стучали. Через некоторое время произведите несколько звуков последовательно. Можете одновременно стучать и двумя предметами.
Эта игра поможет вашему малышу сформировать слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтению.
Вариант:
Организуйте игру вместе с членами вашей семьи. Ребенок отвернется, а вы по очереди произнесете разные звуки (помычите, чихнете, пропоете А-А-А и т. п.). Пусть ребенок угадает, кто издавал звуки.
3. Звуковой футбол
Цель: учиться различать звуки, учиться определять наличие заданных звуков в словах, развивать внимание.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: предметные картинки из любой настольной игры или игрушки ребенка.
Как играть?
Расскажите ребенку, что будете играть с ним в необычный футбол: он будет вратарем, а вы будете "бросать" ему в ворота слова. Если в словах, названных вами, ребенок услышит звук, о котором вы договоритесь с ним, малыш должен поймать слово - хлопнуть в ладоши. Называйте слова, в которых звук находится в начале, в конце, в середине.
В другой раз разложите перед ребенком картинки из настольных игр или игрушки. Предложите выбрать те, в которых есть заданный вами звук.
Внимательно отнеситесь к подбору заданий. Помните, что проще всего услышать гласные звуки - А, О, У, И, Ы, "яркие" согласные звуки, такие как М, Н, Л, Р, из других согласных звуков легче дети выделяют - Ш, С, Р. Не давайте заданий с Е, Ё, Ю, Я. Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука.
Для того чтобы ребенок успешнее справлялся с заданиями, перед выбором слов дайте ему возможность самому несколько раз произнести заданный звук, услышать звук в собственном исполнении.
Такая игра формирует важный для дальнейшего обучения чтению навык - умение определить наличие или отсутствие звука в слове.
Вариант:
Усложните задание. Ловить можно только те слова, в которых заданный звук находится в начале слова (или в конце слова). При этом старайтесь не предлагать ребенку слова, в которых первый или последний звук слышится неясно. Например, ОКНО (слышим первый звук А), ГРИБ (в конце слышим звук П).
4. Лишнее слово
Цель: учиться различать звуки, учиться определять звуки в составе слова, развивать слуховое внимание.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: предметные картинки (гора, нора, колос, коза, лук, кепка, крот, кот, мед, морж, удочка, букет, цапля, дочка, гвоздь).
Как играть?
Вы выбираете какое-то слово, например, ГОРА, и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее по звучанию (КОРА). Произнесите: ГОРА, ГОРА, КОРА, ГОРА. Задача ребенка - услышать и назвать это другое - лишнее - слово. Проговаривать нужно со скоростью примерно одно слово в секунду.
Если ребенок ошибается: произносите слова в более медленном темпе, увеличьте количество повторений правильного варианта слова (ГОРА-ГОРА-ГОРА-КОРА-ГОРА-ГОРА) или старайтесь утрированно произнести звуки, которыми слова отличаются: Г-ГОРА, К-КОРА. Для облегчения выполнения задания вы можете так же показывать ребенку картинку с изображением одного предмета из пары называемых слов - "нелишнего слова" (в приведенном примере надо показать картинку с изображением горы).
Для организации игры вы можете воспользоваться заданиями из данного списка:
НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА.
КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС.
КОСА, КОЗА, КОЗА, КОЗА.
ЛУК, ЛУК, ПЛУГ, ЛУК.
КЕПКА, РЕПКА, КЕПКА, КЕПКА.
КРОТ, КРОТ, РОТ, КРОТ.
КОТ, ГОД, КОТ, КОТ.
МЁД, МЁД, МЁД, ЛЁД.
МОРЖ, КОРЖ, МОРЖ, МОРЖ.
ДУДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА.
БУКЕТ, БУКЕТ, БУКЕТ, КУПЛЕТ.
ЦАПЛЯ, ЦАПЛЯ, КАПЛЯ, ЦАПЛЯ.
ДОМ, ДОМ, ДОМ, ТОМ.
ДОЧКА, ТОЧКА, ДОЧКА, ДОЧКА.
ТРОСТЬ, ГВОЗДЬ, ГВОЗДЬ, ГВОЗДЬ.
Умение слышать различия между близкими по звучанию словами поможет ребенку легче освоить основы чтения.
Вариант:
Предложите ребенку самому придумать подобные задания для вас.
5. День рождения игрушки
Цель: учиться определять первый звук, учиться определять наличие звука в составе слова, развивать воображение, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: игрушки (кукла, мишка, Чебурашка, трансформер, робот), альбом, цветные карандаши и фломастеры.
Как играть?
Устройте день рождения любимой игрушке вашего ребенка. А на день рождения, конечно, нужно дарить подарки. Предложите ребенку угадать, что хочет получить в подарок игрушка, и нарисовать для нее этот подарок. Главное условие выбора подарка - первый звук в названии подарка тот же, что и первый звук в названии игрушки.
Хорошо, если ваш малыш сможет приготовить таким образом не один подарок, а несколько. Например, кукле можно подарить коляску, кроватку, кактус, конфеты, кекс, качели, кофточку, книгу. Для мишки ребенок нарисует мёд, мотоцикл, матрешку, машинку, малину, миску. Чебурашка обрадуется часам, черепашке, чемодану, чайнику. Для трансформера подойдут в качестве подарков трактор и торт. А для робота - ракушка, рукавички, ролики...
Эта игра развивает навык звукового анализа слова, который необходим при освоении процесса чтения.
Вариант:
"Подарки" можно выбирать из имеющихся у вас предметных картинок (из настольных игр, из открыток, из наклеек).
6. Запиши слово без букв
Цель: учиться различать структуру слов (слоги), развивать внимание, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки из любых настольных игр.
Как играть?
Расскажите ребенку, что слова можно записывать, даже не зная букв. Напишите слово ПОНИ - нарисуйте две дуги (две шапочки/две кочки), одновременно с "записью" слова произносите его по слогам. Приведите еще один пример - запишите таким же образом слово СОБАКА.
Предложите ребенку научиться писать слова без букв. Помогайте ему, если возникают трудности деления на слоги. Просите обязательно одновременно с написанием слова произносить его по слогам.
В другой раз разложите на столе предметные картинки. Предложите ребенку найти картинки, на которые "можно надеть две шапочки" (слова, в которых два слога, на схеме изображаемые двумя дугами), "можно надеть три шапочки", найти картинку, которой "хватит и одной шапочки".
Для разнообразия вы можете слова прошагать, пропрыгать, прохлопать, протопать, зарисовать с помощью черточек или точек.
Игра очень нравится малышам. Она не только учит видеть слоговую структуру слова, но и привлекает к процессу обучения чтению.
Вариант:
Запишите слово с помощью "шапочек", попросите ребенка угадать, что за слово вы загадали. Дополнительно можете назвать некоторые признаки этого слова (цвет, размер, живое или неживое, из чего сделано и т. п.).
7. Выложи предложение кирпичиками
Цель: учиться различать структуру предложения, развивать внимание, развивать речь.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, деревянные кирпичики (кубики).
Как играть?
Покажите ребенку, как можно выкладывать предложения из кирпичиков. Произнося предложение, утрированно выдерживайте паузы между словами, одновременно выкладывайте кирпичики: одно слово - один кирпичик.
Дайте ребенку попробовать сделать так же. Для заданий выбирайте предложения, состоящие из 2-5 слов, но не содержащие предлоги (в, на, про, с, к, от, под и т. п.) и союзы (а, но, и, да, и т. п.). Например: МАМА КУПИЛА МОЛОКО или САША ПОСТРОИЛ БОЛЬШУЮ КРЕПОСТЬ.
Пробуйте переставлять слова-кирпичики. Ребенку нужно мысленно поменять слова местами и произнести новое предложение. Например: МОЛОКО КУПИЛА МАМА или БОЛЬШУЮ КРЕПОСТЬ ПОСТРОИЛ САША. При перестановке слов могут получиться очень забавные предложения: ВОЛК НАПУГАЛ МАШЕНЬКУ - МАШЕНЬКА НАПУГАЛА ВОЛКА или КАТЯ ЕСТ КАШУ - КАША ЕСТ КАТЮ.
Можете распространять предложения, т. е. делать их длиннее. Например: к предложению МАМА КУПИЛА МОЛОКО добавьте один кирпичик. Попросите ребенка придумать дополнительное слово к этому предложению - МАМА КУПИЛА ПАРНОЕ МОЛОКО или МАМА КУПИЛА МОЛОКО КОТЕНКУ.
Вместо деревянных кирпичиков (кубиков) вы можете использовать детали от конструкторов или пуговицы, карандаши или фломастеры, магнитики или конфеты. Интересно нанизывать слова-бусинки на жгутик.
Выполняя эти задания, ребенок поймет, что предложения состоят из слов, научится видеть связь между словами в предложении, а эти знания помогут избежать ошибок при чтении и письме в дальнейшем.
Вариант:
Выложите несколько кирпичиков или наденьте на ниточку несколько бусинок, попросите ребенка угадать, какое предложение спрятали кирпичики (бусинки). Принимается любое предложение с заданным количеством слов в нем.
8. Нарисуй картинки
Цель: учиться копировать фигуры, развивать внимание, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Нарисуйте несколько простых картинок: домик с трубой, вертушка, телевизор, солнышко, фартук.
Попросите ребенка рассмотреть картинки и рядом нарисовать такие же. Обратите внимание малыша на все имеющиеся детали рисунков, размер фигур, их соотношение и расположение. Похвалите за точность выполнения задания, четкость и ровность линий. Придумайте другие подобные задания сами.
Разрешите ребенку нарисовать задания для вас. А при выполнении их специально допустите ошибки - не дорисуйте деталь, сделайте фигурки значительно больше/меньше образца, добавьте лишние детали... Ребенку будет нравиться находить ваши ошибки и исправлять их.
Вы можете предлагать также копирование фигурок, нарисованных на бумаге в клеточку, или абстрактные изображения, напоминающие буквы, дорисовывание правых или левых половинок симметричных предметов (листок, настольная лампа, цветок, бабочка, дерево и т. п.).
Рисование по образцу научит ребенка быть внимательным и сосредоточенным при работе со знаками, а значит, будет способствовать лучшему запоминанию букв, правильному воспроизведению слов при обучении чтению.
Вариант:
Когда ребенок научится точно копировать по образцу, можно предлагать ему рисовать фигуры по памяти. Помните, что этот вариант задания труднее предыдущего, поэтому начинайте с простейших изображений (несколько геометрических фигур, наложенные друг на друга линии и проч.).
9. Закаляка
Цель: учиться рисовать линии, развивать внимание, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Сначала сами нарисуйте "закаляку" - кривую незамкнутую линию.
Спросите ребенка, сможет ли он распутать "закаляку", т. е. нарисовать ее с конца до начала, соблюдая все повороты. Покажите сами, как это сделать. Для рисования "закаляки" используйте фломастер или карандаш светлых цветов, а для распутывания - темных цветов. В этом случае при правильном выполнении задания линия как бы перекрасится в другой цвет.
Предложите ребенку самому нарисовать и распутать "закаляку". Следите за тем, чтобы ребенок не отрывал карандаш/фломастер от бумаги. Остановите ребенка, если он рисует слишком сложный или длинный вариант задания. При распутывании помогайте следовать всем поворотам в правильном направлении.
Игра очень напоминает любимые всеми детьми лабиринты, будет интересна любому малышу. В процессе выполнения задания отрабатывается умение следовать инструкции, формируется самоконтроль.
Вариант:
Сделайте "закаляку" из ломаных линий. Пусть ребенок попробует нарисовать и распутать такой вид линии.
10. Посмотри и запомни
Цель: учиться запоминать расположение, развивать внимание, развивать память.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: любой конструктор (деревянный/"Лего"), мозаика любого типа ("гвоздики", "кнопочки", "колпачки", "фишки"), соответствующее наборное полотно к мозаике.
Как играть?
Выложите перед ребенком образец задания: домик (дорожку) из деревянного конструктора, или скрепите определенным образом детали "Лего", или выложите фигурку из мозаики. Помните, что начинать это упражнение лучше всего с 3-4 деталей. Дайте ребенку возможность рассмотреть образец, закройте его, предложите сделать такую же фигуру.
После выполнения ребенком задания откройте образец, дайте малышу сравнить свою работу и образец, найти и исправить ошибки, если они есть.
Постепенно увеличивайте количество деталей в образце. Максимально для дошкольника можно предложить 7 деталей. Можете ограничить время запоминания - дайте на это 1 минуту.
Полезную информацию предоставила ЕленаЕлена
Spoiler: Эти шесть вопросов необходимо задавать ребёнку по прочитанной книге
Всем известно, что легче всего ребенок берет пример с того, кого любит. Лучший способ показать малышу, что вы его любите — проводить с ним свое свободное время. Замечательная возможность провести с пользой время с ребенком – почитать ему.
Исследования показали, что то, как быстро ребенок научится читать и полюбит ли он чтение, зависит от того, сколько его родители читали ему в детстве.
Детям, которые показывают хорошие результаты в чтении, а главное, проявляют интерес к книгам, в детстве родители читали минимум 10 минут в день.
__________________________________________________ __
Какие вопросы следует задавать по прочитанной книге?
Хорошая основа, которая побуждает работу мысли и на которой можно построить множество новых вопросов – это вопросы Киплинга:
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,
- Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Вот примерный список вопросов, которые вы можете задавать ребенку о любом прочитанном тексте: сказке или рассказе, статье в журнале или книге.
Постепенно он приучиться задавать их себе самостоятельно.
ЧТО?
Что это за история, о чём?
Что произошло?
Что говорили (думали, чувствовали) герои?
Что они думали о будущем?
На что они надеялись?
Что могло бы (должно или не должно было) произойти?
КОГДА?
Как давно это было?
Когда это произошло?
Что случилось до этого?
Что произошло дальше?
Что означает: «Когда-то», «Давным-давно»?
ГДЕ?
Где это случилось?
Можешь себе представить это место?
Это реальное или придуманное место?
Где еще это могло происходить?
КТО?
Кто это написал?
Как ты думаешь, кто здесь главный герой?
Кто помогал главному герою?
Кто мешал ему и почему?
Кто здесь может служить положительным примером?
КАК?
Как это началось?
Как это случилось?
Как это закончилось?
Как это могло бы закончиться?
Как бы ты закончил эту историю?
ПОЧЕМУ?
Зачем автор написал это произведение?
Почему всё случилось именно так?
Кто рассказывает нам эту историю и почему?
Зачем её читать?
Только поговорив о прочитанном, вы сможете выяснить, действительно ли ребенок понял произведение.
Это очень важно, так как если малыш не понимает чего-то, он теряет к этому интерес.
Важен также и зрительный контакт. Не держите Вашу голову все время в книге, а в промежутках смотрите в глаза Вашему ребенку. Таким образом, Вы подогреете интерес Вашего ребенка. Одновременно с этим следите, когда концентрация внимания ребенка снизится. Ребенка утомляет слушать и осознавать читаемую вслух историю. Если ребенок невнимателен, сократите историю и на следующий день начните с этого места.
Успехов!))
Полезную информацию предоставила ЕленаЕлена
Bookmarks