Цитата Допис від Гавана Переглянути допис
И есть ли глагол, который обозначает "убирать пыль пылесосом". Я (что делаю?) пылесо...?
Спряжение глаголов: о простоте и сложности при написании знакомой орфограммы

Николенкова Н. В.
6. Должны ли у глагола быть все личные формы? По каким законам их образовать?
• "Я приму участие в соревнованиях и *победю/жу". "Ты чего весь день в трубу дудишь? – Я не *дудю/жу!". Как же правильно? Или этих форм просто нет?

Действительно, в русском языке есть глаголы с пропусками в парадигме – глаголы, не образующие ряд личных форм. Среди глаголов, не имеющих формы 1 лица ед.ч., стандартно перечисляется следующие:
победить, очутиться, чудить.
К ним можно добавить еще несколько глаголов (список вряд ли полный, но все же показывает, что тремя глаголами ограничиваться нельзя):
дерзить, затмить, дудеть, шкодить, угнездиться.

Почему не образуется 1 лицо у перечисленных выше глаголов? Причина – в наличии в русском языке законов чередования согласных. Когда-то, еще в праславянском языке, фонетические изменения привели к тому, что при словоизменении во многих случаях происходила мена звуков и их сочетаний (*hodi-ti > hodi-am > hodjam > hoz(zd)u ). Фонетический закон перестал действовать, а чередование звуков осталось, поэтому и вновь возникающие в языке глаголы в определенных формах следуют законам чередования. Скажем, глагол "пылесосить" в 1л.ед.ч. должен получить форму "пылесошу", хотя в праславянском языке он не зафиксирован.
Перечисленные нами глаголы должны были бы приобрести формы "*побежу, *очучусь, *чужу, *держу (!), *затмлю (как кормлю), *дужу, *шкожу, угнезжусь (как езжу)". Помимо того, что формы не очень благозвучны, можно обратить внимание на совпадение "держу" от "дерзить" с формой от "держать", такие омонимичные формы язык "не любит".

Список глаголов с затруднениями в образовании 1л.ед.ч. можно найти в Грамматическом словаре. Пометы "наст./буд. 1 ед. затрудн./ нет" встречаются еще у глаголов шелестеть, угораздить, умилосердить, обезлесить, слямзить (просторечный глагол) и у многих других глаголов русского языка. Попробуйте образовать от перечисленных формы, и вы услышите, как неблагозвучно и непривычно звучат получившиеся формы.
http://www.portal-slovo.ru/philology...7381&PAGEN_2=2


Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение о глаголе"

2. Разыгрывается сценка.

-Я расскажу вам случай из жизни.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

-В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…

-Эх, ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить.

-А как сказать правильно?

- Да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед.ч. (слайд 3)

Вот некоторые из них

ПОБЕДИТЬ
УБЕДИТЬ
ДЕРЗИТЬ
БОРОЗДИТЬ
ПЫЛЕСОСИТЬ
ШЕЛЕСТЕТЬ
-Однако, ситуация не безвыходная.

-Как можно сказать? (Одержать победу)

-Попробуйте составить предложение, раскрывая скобки (слайд 4).

Я (дерзить) учителю. (Я грубо разговариваю с учителем)

- Определите тему нашего урока. (Глагол. Обобщение знаний о глаголе.)
http://festival.1september.ru/articles/538483/