Собственно, это был не поход в явном виде, а обычная командировка в Восточную Сибирь.
Началось всё с отправки компьютерной техники, которую мы (типа группа наладчиков) должны были установить и настроить. Отправка из Москвы в Иркутск. Поездом. Думаю, грузовым. По документам аренды вагона значилось – 10 тонн компьютерной техники ушли из Москвы в последних числах августа. А 27-го сентября мы втроём выехали из Днепра на Москву. Я MAXIMUS-а звал, но он, редиска, отказался. Ему в другую сторону.
Москва встретила нас радостными постерами по обе стороны тоннеля на Курском вокзале:
Даже вспомнился старый анекдот о том, что «Да, в России де проблемы – дураки и дороги. Одну из них можно решить с помощью асфальтового катка. Да и дорогам лучше станет» .
Вспоминая свои ощущения от Москвы за последние годы, я теперь понимаю, почему у меня там падает настроение. Да потому, что в Москве всё либо уже лежит, либо еще падает. Лежат бомжи ровными рядами:
На всех вокзалах и вне оных. Дрыхнут в метро пассажиры. Падает Винда в кассовых аппаратах:
Время останавливается и начинает измеряться в градусах:
Только таблетка цитрамона падает в желудок с заметным облегчением.
За день до выезда из Днепра созвонился с иркутянами. Говорят, что вагон с техникой вторую неделю стоит где-то на станции, не могут найти. К тому же перетащить вагон на место использования нет возможности – нет свободных маневровых тепловозов, которые умотали куда-то на аварию. Это что, новая отмазка такая? Теперь, когда я не смогу что-то сделать вовремя, буду говорить, что у меня тепловозы кончились. И вот они, иркутяне, меня, блин, спрашивают, а зачем нах вы едете, если техники нету? Глупый вопрос, так же звучал и ответ, повторять не буду.
Едем. Проехали украинских погранцов, таможенников, транспортных милициянтов (вот же долность-то какую придумали), потом российских транспортников, таможенников, погранцов. Пришлось тётке с нижней полки помочь деньгами – у неё денег на «штраф» не хватило (в Москве она всё вернула).
Пережили Москву, уселись в Домодедово, ждём, когда объявят наш Иркутск. Дождались, объявляют задержку на три часа – по метеоусловиям. Лезу мобильником на гисметео – по Иркутску рисуют ясную и безветренную погоду. Смотрю за окно – тут тоже погода зашибись. Какого чёрта нас не выпускают? Ну не буду же я картинки погоды с экранчика тыкать в нос работникам аэропорта. Они всё же умнее.
Они мне уже три раза жисть спасали. Один раз мой самолёт просто посадили в Екатеринбурге, а людей просто рассыпали по другим рейсам. Тогда меня пересадили в салон другого самолёта вместе со всем багажом, в том числе и с ножом с лезвием 12 см. Другой раз мы долетели до Улан-Удэ, я отправился «на работу», а вечером в новостях сообщили, что рейс Москва – Улан-Удэ совершил аварийную посадку, на одном двигателе и т.д. Ну а в третий мы уже прошли регистрацию в аэропорту Иркутска, когда нас завернули обратно, потому что наш самолёт типа сломался. Тоже прикол – всех, кто покупал билет за рубли (в России, то бишь), быстренько пересадили на другие рейсы, а меня (с купленным в Кий-Авиа билетом) отправили подальше. Вот же сцуки .
И вот я опять лечу в Иркутск. С собой из снаряжения взял только правильную одежду, треккинговую обувь, нож, фонарь и палку сыровяленой колбасы. Колбаса – тоже элемент снаряжения. Остальное понадеялся взять напрокат.
Вылет с 8-ми вечера сначала отложили на 22, потом на 0 часов. Пассажиров других задержанных рейсов приглашали куда-то подойти за «прохладительными» напитками, а нас упорно игнорировали (читать не «у порно», а «упёрто»).
А потом я нашёл свободный компьютерный терминал, который показывал расписание вылетов, погоду в Домодедово и прочую муру. Но вот наш форум, оказывается, занесён (местным файерволом, что ли) в разряд порносайтов:
Бля, весь текст на русском матоязыке, который был готов вырваться из души, я повторять не буду .
Учили меня хорошие люди спать в аэропортах на коврике в спальнике, но в Домодедово это не проконает – людей больше, чем на Озёрке в субботу.
Короче, долетели, нашли вагон техники:
Организовали разгрузку, перевозку, занос на 4-й этаж, разборку-сборку. Прилетел большой шеф из Москвы. Отработали неделю. Вот доказательства:
На первые выходные мы вчетвером решили начать с малого – купили билеты на поезд под названием «The Baikal Cruise» – это экскурсионный тур по КБЖД (КруглоБайкальская Железная дорога). Строили её ещё в 1890-каких-то годах в рамках всего ТрансСиба. Строили просто с запада на восток. В результате дотянули рельсы от Иркутска на восток и упёрлись в озеро Байкал. Пришлось огибать рельсы вокруг южной оконечности озера, через Слюдянку. Такая ситуация сохранялась до 1956 года, когда построили Иркутскую ГЭС, подняли уровень Иркутского моря (место вытекания Ангары из Байкала), в результате чего был затоплен участок от Иркутска до порта Байкал.
Летом такой поезд ходит каждые выходные, с октября – каждые 2 недели. Длительность – 2-е суток. Электровоз довозит до Слюдянки, прицепляется паровоз и везет туристов вдоль Байкала. Дорога длиной 94 км проходит вдоль самой кромки берега. С другой стороны скалы, покрытые всевозможной растительностью. Влияние самого Байкала и Ангары приводит к тому, что в южном и юго-западном регионах выпадает рекордное количество осадков, а растительность там просто буйная.
Детали поездки описывать не буду, просто понравилось, вот фотки.
Старт:
Слюдянка-1:
Култук:
Старая Ангасолка:
Киркирей:
Половинный:
Виды Байкала:
Почему-то мне этого оказалось мало. Я нашел хороших людей (координаты ниже), которые за некоторую оплату снарядили меня в трехдневный поход с отличным проводником на Хамар-Дабан.
Общий маршрут Слюдянка (456 м, т.е. уровень Байкала) – Пик Черского (2090 м) – обратно. Продолжительность – 49 часов, линейный маршрут – 50 км, перепад высот – 3300 м. Температурный режим (на второй день) – утром -10, днём +5 (на солнце). Снег – от 40 см (на метеостанции) до пол-роста на гребне перед пиком Черского.
Пятница, 10-е октября. Первая электричка из Иркутска на Слюдянку в 9:30. Прибытие около часа дня + опоздание. Отсюда подъем на Хамар-Дабан, который является отдельным горным образованием от Саян. Несмотря на близость к Саянам – это разные горы. Хамар-Дабан протянут с запада на восток в районе южного Байкала на 350 км. Горы древние, не острые. Самая высокая точка – Утуликская Подкова (2396 м) в верховьях реки Утулик. Но туда мы не пойдём.
День первый. Линейный маршрут – 17…18 км, подъем на 850 м. Поскольку пол-дня уже потеряно на трансфер, большего достичь не получилось. Подъём вдоль реки Слюдянка, мимо мраморного карьера (белый и розовый мрамор, из которого, кстати, сложен единственный в мире мраморный вокзал ст. Слюдянка). По пути – больше десятка переправ, окультуренных и не очень. Тропа, по которой мы шли, является основой Старокомарского торгового тракта, проложенного в позапрошлом веке еще каторжанами и ведущего в Монголию. Лагерем стали на Горелой поляне (1300 м) уже в сумерках. Коньяк и ужин на заснеженной поляне. Всю ночь что-то шелестело в тамбуре палатки (мысли про маленьких медведов появились). Утром нашли мышку – залезла погреться.
День второй. Линейный маршрут – 15 км, подъем на 800 м, спуск на 500 м. Выход в 8:00. После Казачьей поляны (раньше там стоял казачий пограничный пост, сейчас только снег лежит) подъём по лесу к метеостанции Хамар-Дабан (1650 м). Там оставили часть вещей, договорились о ночлеге у метеоролога и отправились в радиалку.
Всю прошлую неделю в горах шел снег, поэтому тропу пришлось топтать по целине. После долгого серпантина в лесу выбрались на альпийские луга, откуда открылся отличный вид по сторонам. Даже Саяны (около 60-ти км прямой видимости) вдалеке виднелись очень хорошо. После часового подъема по хребту остался впереди гребень длиной метров 300, а посередине разлом, называемый Жандармским перевалом. Оттуда открывается чудный вид на Озеро Сердце внизу по правую руку. В 14-ть часов мы на пике Черского.
Следует отметить, что Черский – известный исследователи Сибири, именем которого названо много мест Сибири – камень Черского около Листвянки (туда идёт седелка на вершину горнолыжки), пик Черского (мы на нём – около 30 км ходу от Слюдянки, второе и более раннее его название – пик Комар), гора Черского чуть южнее Северобайкальска на Байкальском Хребте, Хребет Черского (в Читинской области).
На пике пришлось выливать воду из ботинок и сушить веши на камнях на солнце (благо, что пригодился опыт Черногорского похода). После обеда на вершине сбежать вниз по вновь созданной тропе оказалось легче, и даже вода в ботинках воспринималась как нечто само собой разумеющееся.
На метеостанцию спустились около 18-ти часов, успели помочь с заготовкой дров из кедрача на зиму. Ужин, приготовленный на костре и употребленный у печки при керосиновой лампе. Ночью – прослушивание секретных метеокодов каждые 3 часа. Два сотрудника метеостанции – Сергей и Андрей – очень приветливые, отличные сибиряки.
День третий. Линейный маршрут – 20 км, спуск на 1100 м. В Слюдянку мы спустились к 15-ти часам, чтобы успеть попить омуля и поесть пива .
Фотки:
Утренний туман над Байкалом:
Речка Слюдянка:
Мраморный карьер:
Первая ночёвка:
Скальники под Комарским Хребтом:
Метеостанция Хамар-Дабан:
Выход луны из-за пика Черского:
Снежные улитки – предвестники лавинной опасности:
Впереди, за гребнем – пик Черского:
Тот же гребень, вид на обратную дорогу:
Вид с гребня на цирк внизу (видео):
Озеро Сердце, за ним (выше) – пик Чекановского:
Жандармский перевал (разлом в гребне):
Тункинская долина (там, где туман, справа) – продолжение Байкальского разлома, за ней Тункинский Хребет Восточного Саяна.
Виды с пика Черского по сторонам (виден Байкал, видны Саяны, и, конечно, Хамар-Дабан):
Лесные пеньки:
Сосульки на переправе:
«Наша» турбаза в Слюдянке:
Отдельный поклон:
Фирме «Автоматика-Сервис» за то, что оплатила мне командировку в такое чудное место.
Туркомпании «Байкальские приключения» за помощь в организации похода, http://www.go-baikal.ru/, [email protected], тел.: (495)-517-08-70 (Москва), (3952) 500-689, (3952) 970-195 (Иркутск).
Моему гиду-проводнику Алексею Стрелюку, вот-вот мастеру спорта по спортивному туризму, за три дня отличного отдыха.
Всем, кто смог дочитать до конца, за этот подвиг .
Материалы и карты по теме:
http://nature.baikal.ru/
http://angara.net/geo/maps/
Bookmarks