Пока был малышней - приучала ребенка уступать младшим, делиться, давать посмотреть, поиграть...
В итоге ребенок вырос, и я понимаю, что учила не совсем тому... Ребенок добрый, и со всеми готов делиться... Но частенько отдаст свое, а сам в пролете... Теперь пытаюсь объяснять, что так тоже нельзя
И по поводу объяснить словами, а если не понял, не общаться... Тоже пришла в конечном итоге к выводу, что порой надо бы и "как-то иначе", не все понимают словами, и не до каждого доходит, что если он от ситуации ушел, значит что-то ему в этой ситуации не все нравится, воспринимают как слабака и начинают "давить" еще сильнее... И как тут объяснить обидчику, если не тем же понятным для него языком?
А девочки, которые ведут себя как мальчишки, а то еще и поактивнее, потому что есть ощущение, что им сойдет с рук, ведь их нельзя обижать, они же девочки... Не раз слышала от сына это объяснение, а куда и как стукнула его она? Как объяснить было ребенку, как вести себя с девочками, которые ведут себя не как девочки?..
Правда все эти ситуации были у нас уже в школьном возрасте... С совсем малышней проблемы были как-то помельче - быстро решались, быстро забывались... Но наверное азы отношений закладываются таки где-то "в песочнице"

И еще, ребенок открыт к общению со взрослыми, легко идет на контакт, "затягивает" взрослого в свои увлечения, рассуждения... А вот общения с детьми нередко избегает, по крайней мере с новыми - так точно
Спросила на эту тему школьного психолога, та предположила, что ребенок со взрослым чувствует себя в большей безопасности, чем с детьми... Видимо из его личного опыта сложилось так. Дети порой очень жестоки...