Планёр Гимли (англ.
Gimli Glider) — неофициальное название одного из самолётов «Боинг-767» авиакомпании «Air Canada», полученное им после необычного авиационного происшествия, случившегося 23 июля 1983 года.
На высоте 12 000 метров неожиданно прозвучал сигнал, предупреждающий о низком давлении в топливной системе левого двигателя. Компьютер показывал, что топлива более чем достаточно, но его показания, как затем выяснилось, были основаны на введённой в него ошибочной информации. Капитан Роберт (Боб) Пирсон (Robert (Bob) Pearson) и второй пилот Морис Квинтал (Maurice Quintal) решили, что неисправен топливный насос, и отключили его. Так как баки расположены над двигателями, под действием силы тяжести топливо должно было поступать в двигатели без насосов. Но через несколько минут прозвучал аналогичный сигнал правого двигателя, и пилоты решили повернуть в Виннипег. Несколько секунд спустя левый двигатель отключился, и они начали готовиться к посадке на одном двигателе.
В то время как пилоты старались запустить левый двигатель и вели переговоры с Виннипегом, прозвучал ещё один сигнал, которого они никогда раньше не слышали, так как он не подавался на тренировках — сигнал об остановке обоих двигателей. Спустя несколько секунд правый двигатель также отключился, большинство приборов на панели погасли, а самолёт остался без энергии. К этому моменту самолёт уже снизился до 8 500 метров, направляясь к Виннипегу.
Боинг 767 получает электричество от генераторов, которые вращаются двигателями. Отключение обоих двигателей привело к тому, что электронная система управления полётом полностью отключилась, и в распоряжении пилотов остались только резервные приборы, автономно запитанные от бортового аккумулятора, в том числе и радиостанция. Ситуация усугубилась тем, что пилоты оказались без очень важного прибора вариометра, измеряющего вертикальную скорость.
Рабочее давление в гидросистеме перестало создаваться, так как гидронасосы приводятся остановившимися двигателями. Однако конструкция самолёта была рассчитана на отказ обоих двигателей. Автоматически выпустилась аварийная турбина, приводимая в действие набегающим потоком воздуха. Теоретически, создаваемое ей давление должно быть достаточным для того, чтобы самолёт сохранил управляемость при посадке. На практике возникли некоторые проблемы.
Посадка в Гимли
Пирсон приноравливался к управлению планёром ценой в 40 миллионов долларов, а Квинтал немедленно начал искать в аварийной инструкции раздел о пилотировании самолёта без двигателей, но такого раздела не было. К счастью, Пирсон летал на планёрах, вследствие чего он владел некоторыми приёмами пилотирования, которые лётчики коммерческих линий обычно не используют. Пирсон знал, что для уменьшения скорости снижения следует поддерживать оптимальную скорость планирования. Пирсон поддерживал скорость 220 узлов (407 км/ч), предположив, что оптимальная скорость планирования должна быть примерно такой. Квинтал стал вычислять, долетят ли они до Виннипега. Он использовал показания резервного механического альтиметра для определения высоты, а пройденное расстояние ему сообщал диспетчер из Виннипега, определяя его по перемещению отметки самолета на радаре. Самолет потерял 5 000 футов (1,5 км) высоты, пролетев 10 морских миль (18,5 км), т. е. аэродинамическое качество планера составляло примерно 12:1. Диспетчер и Квинтал пришли к выводу, что рейс 143 до Виннипега не долетит.
Тогда в качестве места посадки Квинтал выбрал авиабазу Гимли, на которой он раньше служил. Он не знал, что база к тому времени была закрыта, а взлётно-посадочная полоса 32L, на которую они решили приземлиться, была переделана в трассу для автомобильных гонок. В этот день там проводился «семейный праздник» местного автоклуба, на бывшей посадочной полосе проводились гонки и было много людей.
Воздушная турбина не обеспечила достаточного для выпуска шасси давления в гидравлической системе, поэтому пилоты попытались выпустить шасси аварийно, под действием их собственного веса. Основное шасси вышло нормально, а носовая стойка вышла, но не зафиксировалась.
Незадолго до посадки Пирсон понял, что самолет летит слишком высоко и слишком быстро. Он затормозил самолет до 180 узлов, а для потери высоты предпринял маневр, типичный для планеров, но редко выполняемый на коммерческих лайнерах — скольжение (сильный крен элеронами в одну сторону и поворот руля направления в другую настолько, чтобы сохранять направление; при этом планер идет с очень большим креном и быстро теряет скорость и высоту). Пассажиры с одного борта смотрели в небо, с другого — в землю. Проблема с маневром оказалась в том, что ещё уменьшилась скорость вращения аварийной турбины, и давление в системе управления ещё упало. Пирсон смог вывести самолет из крена чуть не в последний момент. Когда самолет пролетал над полем для гольфа, один из пассажиров сказал: «Боже, ещё немного — и я увижу, какими клюшками они играют!»
Машина валилась на полосу, а гонщики и зрители разбегались. Как только колеса коснулись полосы, Пирсон нажал на тормоза. Две шины взорвались, не выдержав нагрузки, не зафиксированная передняя стойка сложилась, нос вспахал бетон, высекая шлейф искр, гондола правого двигателя зацепила землю. Люди успели покинуть полосу и Пирсону не пришлось съезжать с неё, спасая людей на земле. Боинг остановился менее чем в тридцати метрах от зрителей гонок.
В носовой части самолета начался небольшой пожар и была отдана команда начать эвакуацию пассажиров. Из-за того, что хвост был поднят, наклон надувного трапа в заднем аварийном выходе был слишком большим, несколько человек получили легкие травмы. Однако серьезно никто из пассажиров и людей на земле не пострадал. Пожар вскоре был потушен силами автолюбителей с десятками ручных огнетушителей.
Bookmarks