По этой причине широкая публика зачастую понятия не имеет, где в том или ином автомобиле работой подсистем управляет процессор, а где обычная механика. Яркий пример - система ручного/стояночного тормоза, которую по традиции принято считать чисто механической. Однако, скажем, у Renault Scenic 2004 года стояночный тормоз контролирует компьютерная система, причем та же самая, которая управляет зажиганием. (Похоже, в Европе чаще всего круиз-контроль сбоит в машинах Renault. Недавно фирма даже сочла необходимым защитить свою репутацию в суде, призвав к ответу за клевету водителей, обвиняющих в нарушении правил вождения автоматику машины, см. "КТ" #586.)Когда в Renault Scenic 2004 года из слота вынимаешь "карту зажигания", то стояночный тормоз включается автоматически. Кроме того, имеется также кнопка слева/ниже рулевого колеса, которая посылает команду включить паркинг, но делается это с некоторой задержкой, порядка полусекунды. Благодаря электронике любопытно действует и механизм снятия машины со стояночного тормоза. Этот тормоз выключается автоматически, когда машина трогается с места. На первый взгляд, такое решение очень удобно, но подобное удобство может стать очень серьезной проблемой в определенных условиях на крутых склонах, да еще при скользкой дороге.
Именно в такую ситуацию попал один из водителей Renault Scenic, взявший ее напрокат, будучи в заснеженных Альпах. На одном из подъемов вдоль края обрыва машина уперлась в засыпанный снегом участок дороги, и единственное, что оставалось, - развернуться и ехать обратно. На узкой дороге это можно сделать лишь одним способом - аккуратно сдать назад с поворотом на 90°, а затем завершить маневр, еще раз повернув вперед на 90°. Когда все это делается на склоне горы, главное - аккуратно работать с педалью сцепления и в нужный момент отпускать ручной тормоз, иначе лед под колесами и гравитация утянут машину в пропасть. Однако когда ручным тормозом управляет компьютер и высвобождает его только вместе с началом движения, проделать этот хитроумный маневр становится очень сложно и чрезвычайно опасно, поскольку переход на "ручное управление" в конструкции не предусмотрен.
Bookmarks