Санкции Украины против России. Когда патриотизм экономически выгоден
Дождались. Липецкая фабрика и Бенцион Менделевич готовятся нанести ответный удар.
Закон Украины «О санкциях» № 1644-VII вступил в силу на пике противостояния с Россией в прошлом году почти 10 месяцев назад. Многие начали усиленно ждать «перемоги» и полномасштабного экономического разрыва с РФ. Однако за это время реальных экономических санкций в отношении России со стороны Украины принято не было.
Причем бездействие Украины продолжалось на фоне всё более и более ожесточающейся санкционной политики против России со стороны наших международных союзников – ЕС, США, Канады, Австралии – перечислять можно очень долго. В списке наказывающих «заставляющих платить» (любимое словосочетание Госдепа) Россию за агрессию практически все цивилизованные страны мира. Даже Китай присоединился негласно. Несмотря на то, что санкции приносят всем отнюдь не прибыль, а убытки, за прошедший год мы увидели уже несколько волн, как персональных санкций против российских функционеров, так и секторальных санкций против российской экономики.
Только Украина казалась в стороне от этого процесса. Это вызвало ряд замечаний части иностранных политиков (впрочем, редакция склонна считать и заявления не более чем риторикой, призванной поумерить требования украинских элит о более активной поддержке). Подобная, не очень понятная ситуация, вызвала критику бездействия властей Украины и со стороны патриотически настроенных граждан. В воздухе и в медиаполе повис вопрос, почему власть продолжает сотрудничать с агрессором и почему российские компании продолжают свободно и комфортно чувствовать себя на «украинской ниве»?
Готовя этот материал, авторы подняли статьи в прессе годичной давности. Тогда напрямую активно дискутировали о том, какие российские предприятия являются кандидатами на национализацию в Украине. Но эта дискуссия быстро сошла на нет.
Кто-то скажет, что это «зрада» или «импотенция власти», но здесь авторы вынуждены будут не согласиться. Всему своё время, и недаром говорят, что месть это блюдо, подаваемое холодным. Почему введение санкций год назад было преждевременным, а что поменялось за это время, мы расскажем позже. Пока хотим доложить Вам, наши уважаемые читатели, что, по нашей инсайдерской информации, звезды над процессом введения санкций Украины против России, наконец, сошлись. И этот процесс пошёл, и введение комплекса санкций против российского бизнеса мы сможем пронаблюдать уже в ближайшее время.
Пробки в потолок, граждане, это свершилось, представляем вашему вниманию сокровенное.
Понятно, что в нашей «олигархической республике» любые регуляторные акты в экономике, как протекционистские, так и ограничительные имеют второе и даже третье дно. Кроме очевидной политической цели, любой акт всегда обеспечивает лоббирование бизнес-интересов тех или иных групп влияния. А у нас этих групп влияния, как гуталина у кота Матроскина. Очевидно, что такой мощный запретительный документ как санкции против основного внешнего игрока в украинской экономике обязательно будет использован в конкурентной борьбе. В нашем анализе мы попытаемся раскрыть второе дно этого факирского ящика, указав на реальных интересантов тех или иных предлагаемых ограничений.
Отдельно хотелось бы заметить, что «олигархическая республика» – это пока наше бытие, и от него мы в ближайшее время никуда не уйдём. Пока под лозунгами «бей олигархов» – одни олигархи сосредоточенно «мочат» других. Но если интересы этих олигархов ситуативно совпадают с интересами страны и они умудряются делать на патриотизме деньги, приумножая свои капиталы и убивая финансовые потоки, подпитывающие наших врагов, то пусть зарабатывают. Выбора у нас всё равно нет. Впрочем, такое поведение олигархов, как нам кажется, даже честнее, чем, например, крышевание потоков контрабанды через линию разграничения командирами ВСУ и/или командирами добровольческих батальонов.
Для начала нашего анализа объясним, как, собственно, по принятому в прошлом году закону эти санкции водятся. В своё время, предчувствуя возможное переформатирование коалиции, реванш регионалов и прочие вещи, текущая власть решила немного подстраховаться.
Итак, согласно Закону Украины «О санкциях», санкции могут быть секторальными (относительно иностранного государства или неопределенного круга лиц определенного вида деятельности) или персональными (относительно физических или юридических лиц, а также субъектов, осуществляющих террористическую деятельность).
Предложения по санкциям выносятся на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, Национальным банком Украины, Службой безопасности Украины. Решение о секторальных санкциях принимается СНБО, вводится в действие указом Президента Украины и утверждается в течение 48 часов постановлением Верховной Рады Украины. Решение о персональных санкциях принимается СНБО и вводится в действие указом Президента Украины.
Как вы уже поняли из сканов документов, по имеющейся в нашем распоряжении информации, Кабинет Министров Украины завершает разработку распоряжения по предложениям введения секторальных санкций против России и российского бизнеса на территории Украины. Совсем скоро этот документ будет отправлен в СНБО. Когда и тогда уже окончательный вид принятых санкций и скорость их введения – вопрос политической воли Президента и ВР.
А пока наши источники в Кабмине дали нам информацию об основных направлениях экономических ограничений, которые Кабинет Министров предлагает ввести против российских компаний. Ввиду того, что топ-менеджеры олигархов и подпадающих под санкции компаний уже оперируют сходным с нами набором информации при расчете рисков, редакция не видит смысла далее молчать.
Кабмин предлагает ввести санкции по семнадцати основным направлениям. Для упрощения анализа разобьём эти направления по секторам воздействия и покажем экономический, политический и лоббистский эффект от их введения.
Первая группа санкций. Запрет украинским резидентам выводить средства в Россию и инвестировать, развивая экономику агрессора. Для этого предлагается запретить НБУ и Минэкономразвития выдавать разрешения на размещение ценностей на счетах и вкладах в России и проводить имущественные инвестиции в российскую экономику.
Вторая группа санкций призвана ограничить деловую активность российского бизнеса и его влияние на отдельные сектора национальной экономики.
Чего греха таить, и при Ющенко, и при «злочинній владі» влияние российского капитала на многие сектора экономики и финансового сектора активно повышалось и со временем стало не просто значительным, а превалирующим.
В России не только «поэт больше, чем поэт», но и крупный бизнес такое же «продолжение костлявой имперской руки», как и буряты-«отпускники». Российский бизнес – это элемент обеспечения экономической экспансии Кремля и в текущей ситуации гибридной агрессии соседнего государства, уровень влияния российского бизнеса на экономику страны является прямой угрозой национальной безопасности Украины. Звучит пафосно и высокопарно, но методы реализации интересов РФ ни для кого отнюдь не секрет. Ещё когда о Захарченко никто не слышал, кроме его роты, а Стрелков бегал по полям, РФ давили, например, на НКМЗ, затягивая платежи по контрактам и подписание новых контрактов, требуя от руководства завода проведения митингов, шествий с социальными и политическими требования по пророссийским темникам. И это один из случаев, которых были сотни.
Роль в финансовом кризисе конца прошлого года, банков с российским и пророссийским капиталом, до сих пор вызывает вопросы у специалистов. А потому секторальные санкции в банковском секторе были более чем ожидаемы.
Авторы сомневаются, что девальвацию устроили исключительно силы, подконтрольные и союзные Кремлю. И НБУ, мягко говоря, вёл себя не совсем профессионально и оперативно, и жажду наживы спекулянтов-космополитов (для которых нет понятия родины) никто не отменял. Но обеспечение устойчивого состояния финансового сектора и стабильности национальной волюты – задача первоочередная в нынешних условиях. Конечно, российским банкам «затянули гайки», обрезав доступ к рефинансированию и максимально обложив «флажками» в качестве страховки от возможных маневров. Но это мелочи, а проблему необходимо решать комплексно.
Именно для коренного изгнания российского банковского капитала с территории Украины Кабмин предлагает запретить аккредитацию филиалов представительств и банков РФ на территории Украины. Шаг аналогичный убийству посла или трансграничной бомбардировке по силе влияния. Понятно, что уже работающие банки работать и будут, но невозможность развития сети и невозможность продления аккредитации приведет к тому, что постепенно представительства российских финучреждений покинут банковскую систему нашей страны. Придётся продавать, причем с дисконтом. Ну как Коломойский продавал московский «Приват».
И тут у редакции возникает вопрос. «Альфа-банк», «Сбербанк» и «Проминвестбанк» относятся к категории системных банков в Украине. То есть НБУ обязуется их спасать в случае любых проблем. В то же самое время редакции известно, что НБУ возражений к этому пункту документа и вообще по всей программе секторальных санкций не имеет. Не имеет вообще, понимаете? Что это значит, сказать наверняка сложно. По-видимому, российских собственников будут принуждать к продаже украинских активов, но при этом не будут препятствовать работе их банков.
И это только первый шаг.
Для обеспечения существенного ограничения любой экономической и бизнес-активности «представителей братского народа» Кабмин предлагает целую группу мероприятий:
— запретить регистрацию представительств российских компаний;
— запретить участие в приватизации и заключение договоров аренды государственного имущества резидентам РФ и всем аффилированным с ними особам и даже лицам, действующим по поручению (тут совсем жестко);
— запретить проведение госзакупок у компаний-резидентов РФ, в капитале которых есть государственная доля, и вообще запретить закупку за средства госбюджета товаров и услуг происхождением из России (бесполезная пиар-норма);
— запретить передачу технологий и прав на объекты интеллектуальной собственности резидентам РФ и всем аффилированным с ними особам и особам, действующим по их поручению.
Эта серия ограничений практически полностью парализует любую деловую активность между странами, повышает безопасность госзакупок и не позволяет заработать на украинском бюджете российским компаниям.
Ограничения на проведение инвестиционной деятельности (даже материальных инвестиций и передачи технологий) становится дополнительным барьером по вывозу представителями старой власти своих активов в Россию и грабежу россиянами украинских заводов в Крыму и в зоне АТО. Так, например, не сможет Богуслаев продолжать процесс создания завода по производству авиационных и ракетных двигателей в России. Вы скажете: как Украина будет это контролировать, особенно на неподконтрольных территориях? Да, никак. Но потом, когда наступит время «платить по счетам» в международных судах, такая норма будет основой для расчета размера контрибуции. Ведь сейчас захочет владелец предприятия перевести его из зоны АТО или Крыма в Россию, и он ничего не нарушил. Взял своё и перевёл. Это же территория Украины.
Этой же цели служит и п.15 распоряжения, который предписывает аннулировать и остановить лицензии и разрешения, заблокировать активы и выполнение всех финансовых и экономических обязательств, предотвратить выведение активов субъектов, находящихся на неподконтрольных территориях, если эти объекты национализированы РФ или находятся под контролем резидентов РФ.
Как это исполнять? Да опять же, никак, только через международные суды, да и то в далеком будущем.
Интересно, а как после вступления в силу этих норм будут действовать наша «творческая интеллигенция», многие из представителей которой «харчуются» на российских хлебах? Права на произведения тоже передавать/использовать в России будет запрещено.
Третья группа, наиболее простая и понятная, связана с запретом военно-технического сотрудничества между странами. По предложениям Кабмина, рекомендуется запретить импорт из России и экспорт в Россию товаров и технологий военного и двойного назначения, также транзит/перевозку товаров военного назначения и научно-техническое сотрудничество в военной сфере.
Правда, в пунктах, касающихся экспорта и импорта продукции, есть интересная оговорка. Они не будут касаться продукции, используемой при реализации космических программ НАСА, Европейского космического агентства, других программ европейских стран и США, а также продукции, связанной с обеспечением ядерного топливного цикла.
Это оговорка понятна, и она заодно подтверждает то, что список санкций Украины утверждался «вашингтонским обкомом». Санкции санкциями, но они не должны быть препятствием для реализации проектов союзников Украины, так же как и они не должны мешать, например, снабжению топливом наших АЭС, тем более, что в настоящее время они являются основой украинской энергетики.
Далее секторальные санкции. На удивление, их оказалось очень мало. Можно разделить всего на две группы. Почему так мало? Ну хотя бы потому, что Украина уже давно почти не имеет эксклюзивных позиций в торговле с Россией (кроме оборонки и отдельных видов сырья), которые не находятся в единой цепочке критического импорта (это как урановый концентрат. Мы его поставляем в Россию, а она нам путём его переработки поставляет сборки ТВЭЛ).
Рвать такие цепочки – пилить сук, на котором сидишь. Другие товарные позиции украинского экспорта Россия может спокойно заместить продукцией третьих стран. А это прямая потеря рынка – типа «куплю билет и назло кондуктору пойду пешком».
Кабмин смог найти только две товарные группы.
Во-первых, предлагается прекратить поставку в Россию нефтегазового оборудования, технологий и материалов для добычи энергоносителей на больших глубинах и шельфе.
Причины понятны. Эксклюзивные технологии в Украине есть, альтернативные технологии (США, Франция) России уже не доступны, значит, потери рынка не будет. Производства в Украине давно под контролем российского капитала, локальны и их временная остановка не приведёт к росту социальной напряжённости. А для РФ их приостановка на фоне всего остального может стать критичной.
Во-вторых, Кабмин предлагает запретить экспорт в Россию титановых и циркониевых руд, концентрата, а также губчатого титана. Кроме того, Правительство предлагает запретить выдачу лицензий на экспорт в РФ товаров с содержанием легированных черных металлов, цветных металлов и их сплавов.
Помните, как пророки Ватного Апокалипсиса пугали «Боинг» прекращением поставок титана, который «Боинг» поставляет ВСМПО «Ависма», входящей в государственный Ростех? А «Ависма» много чего покупает в Украине. Ой.
Титан массово используется при создании современной военной техники, именно потому секторальные санкции Украины имели гарантированный аргумент даже «Боинга», который теперь будет вынужден менять логистические цепочки. Негоже давать агрессору материалы, из которых он построит новые танки, самолеты, корабли. Но и в этих санкциях есть и «политическое» дно и лоббистские интересы.
Итак, теперь о политических и лоббистских целях данной инициативы Кабмина.
Макроцель – сдерживание роста присутствия российского капитала, а если повезёт, то и уменьшение его влияния. Ведь санкции и ограничения торговли приведут к остановке или ухудшению показателей функционирования предприятий, что станет фактором, влияющим на решение о продаже таких активов (естественно, на радость нашим олигархам).
Дополнительная цель – недопущение российского капитала и аффилированных с ним украинских структур к большой приватизации 2015-2017 годов. Не секрет, что Правительство планирует в течение двух лет провести массовое разгосударствление (полное или частичное) естественных монополий и крупных стратегических предприятий («Укрзализныци», «Нафтогаза» или его части, «Энергоатома» и других). В момент приватизации российский капитал не должен чувствовать себя вольготно и не должен думать о расширении. Он должен думать о том, как реализовать свои активы с минимальным дисконтом и зафиксировать убытки. Понятно, что это выгодно как части украинских олигархов и международному капиталу, так и Украине в общем.
Bookmarks