Очень интересная статья о мускусах!
Взято
здесь
В конце XIX-го века немецкий химик Альфред Баур искал новые взрывчатые вещества, аналогичные TNT. В 1888 году он обнаружил соединение, которое отвратительно взрывалось, но имело приятный сладковато-пудровый мускусный аромат. Выяснилось, что полученный продукт представляет определенный интерес для парфюмеров. Так это соединение было запатентовано под скромным названием Musk Baur и выпущено в продажу в виде 10% раствора в ацетанилиде по цене в 500$ за кг, что было примерно вдвое дешевле аналогичного натурального продукта, мускусной тинктуры.
Musk Baur оказался очень востребован и Альфред Баур на время отложил исcледования взрывчатки и вплотную занялся нитро-мускусами. Несоколько лет спустя, тоже ещё в позапрошлом веке, были открыты ещё три соединения: мускус-кетон (Musk Ketone), мускус-ксилол (Musk Xylene) и мускус амбровый (Musk Ambrette). Эти соединения являются главными мускусами первой половины XX-го века. Во многие ароматы того времени нитро-мускусы добавлялись щедрой рукой, в Chanel №5 их в сумме примерно 10%, в основном - мускус-кетон, он имеет самый нейтральный аромат, который ближе всего к натуральной мускусной тинктуре.
Есть мнение что мускус-кетон «пахнет старушками». Действительно, это соединение имеет очень старомодный тон, он задаёт какое-то винтажное настроение и формирует ощущение бабушкиной пудреницы, ещё довоенной.
Мускус-ксилол довольно резок, но дешевле в производстве. Он в основном применялся в отдушках. Musk Ambrette обладает явным цветочным оттенком, поэтому он часто входил в состав цветочных ароматов, таких как L’Air du Temps. Из-за характерного цветочного нюанса Musk Ambrette оказалось довольно сложно чем-то заменить. А к 80-годам прошлого столетия использование нитро-мусусов вначале жестко ограничили, а после они и вовсе стали запрещены по причине своей фототоксичности и плохой биоразлагаемости.
Но в 30-е годы XX-века работа по исследованию новых душистых нитросоединений вовсю кипела. В результате в 1937 году компания Givaudan представила ещё три новый продукта: мускус-тибетен (Musk Tibetene), Musk Alpha (у Войткевича нет этого соединения, я не знаю как это вещество официально называется по-русски) и мускус-москен (Moskene). Помимо этого M.S. Carpenter, занимавшийся этими исследованиями, поправил структурные формулы первых нитро-мускусов, которые Баур установил неверно, а также вывел эмпирические правила по которым можно предсказать будет ли вещество обладать мускусным ароматом или нет.
Самым востребованным оказался мускус-тибетен, он по запаху ближе к мускус-кетону. Musk Alpha интересен тем, что имеет интересный морской акватический нюанс и это чуть ли не первое соединение такого рода. А москен любопытен тем, что это первое соединение с мускусным запахом, которое имеет индановую структуру.
Bookmarks