Реформаторский социализм еще мог иметь в СССР какую-то перспективу, если бы реальную демократизацию начал Хрущев. Но после двадцатилетия застоя реформировать было уже нечего. Все сгнило. А вера в коммунистические идеалы сменилась всеобщим конформизмом, прагматизмом и цинизмом.
Можно гадать, что было бы, если бы рядом оказался хоть один удачный пример "подлинно демократического социализма". Но дряхлеющая номенклатура никому не дала сделать то, на что была уже неспособна сама. Гнусная старческая ревность. Вот только убив Пражскую весну, социализм марксистско-ленинского толка совершил самоубийство. К 90-м годам социалистическая идея в СССР была мертва, потому что она была раздавлена гусеницами советских танков в Праге в августе 1968 года.
В августе 91-го всего за три дня вдруг обнаружилось, что великая советская держава не нужна никому. Встать грудью на ее защиту не стремились ни чиновники, ни солдаты, ни их генералы. Такое уже было. Очевидцы Февральской революции из самых разных политических лагерей констатируют, что для подавления восстания в Петрограде хватило бы пары надежных боеспособных батальонов. "Дело было в том, — писал монархист Шульгин, — что во всем этом огромном городе нельзя было найти нескольких сотен людей, которые бы сочувствовали власти". А социал-демократ Суханов добавлял: "Но где был царизм? Его не было. Он развалился одним духом. Строился три века, а сгинул в три дня".
http://grani.ru/Politics/Russia/m.140351.html
Bookmarks