Прежде, чем усеять фильм толикой разносторонних восхищений и, в дальнейшем, пинками разного пошиба, нужно отдать ему должное в том аспекте, который поболее остальных должен цениться отечественным зрителем. Прежде всего, “Сталинград” – во многом “правильное” кино о войне. Кино, за которое не стыдно (привет Утомленным Солнцем: Предстояние и следующему пасынку Михалкова), когда закадровый голос Федора Бондарчука заканчивает медитативный и, местами, душевный рассказ. Кино, которое можно показать современным детям, и не только благодаря PG-12, и не только вопреки его минусам. Оно воспевает героизм и подвиг, повсеместно спотыкаясь и оговариваясь, портя тем самым торжественный момент, но зритель все равно готов похлопать, ведь мысли доносились верные. Да и просто потому, что в такие моменты положено.
“Сталинграду” на поприще технического прогресса среди масштабных русских военных фильмов, пока что, повезло больше всего. Проработка локаций, работа над декорациями и спецэффектами – всё это как будто прибыло с пылу с жару Голливудского конвейера, да еще и приправлено новомодными веяниями типа слоу-моушена и операторскими находками. Завезли в фильм многие эти составляющие, правда, в разобранном виде и без инструкции по эксплуатации. Иначе не объяснить просто зашкаливающее количество не слишком удачных замедлений, перебора с вечным дождём из пепла и цветокором, который в некоторых моментах превращал место боевых действий в некую альтернативную реальность. Однако, это не умаляет качества некоторых батальных сцен (особенно сцена с масштабным подрывом стратегической точки немцами и прорывом советских солдат сквозь огонь), и за сим – еще один поклон в сторону технического прогресса, снимать красиво и качественно тоже надо уметь.
Фактор, который может подпортить впечатление от визуальной составляющей фильма – это то, насколько уместно эта составляющая используется и насколько органично выглядит в свете давнего былого времени, времени 42-го года.
Сюжет же поведает историю, которая не имела большого значения в ходе войны, была очень уж локальной, была победой не во многих смыслах и, как и предупреждал Бондарчук-младший, «о людях и о любви не менее, чем о войне». А вот сыграло ли такое честное разделение труда между жанрами на руку фильму, и честно ли каждый из них трудился – большой вопрос. Недалеко от бескрайней Волги достаивает последние дни полуразрушенное жилое здание на территории, уже занятой силами Вермахта. Силами советской разведки это самое здание удается отбить пятерым героям фильма и обнаружить там выжившую измученную 18-летнюю девушку. Также удается пополниться подкреплением и увеличить оборонный гарнизон будущей крепости (вот только можно ли назвать крепостью сооружение, выдержавшее лишь одно наступление). Приказ «держать тактическую точку любой ценой» задает дальнейшее направление истории, но только не в те моменты, когда сюжет центрируется на Кате, той самой 18-летней девушке. Она предстает перед зрителем концентрированным добром и заботой, душевной невинностью и чистотой, которая не каждому солдату встречается на пути. В связи с этим, сюжет и сворачивает иногда в места, после которых на финишной прямой не совсем понятно, за кого воевали герои фильма – за Родину, или за Катю, и было ли это долгом и честью, али местью.
Что касается тех самых пятерых главных героев, то видно, что их старались сделать разными и интересными, а на деле каждый из них просто располагал набором ключевых фраз и убеждений. Развития эти персонажи получили самую малость, только если не считать развитием уход с наблюдательных пунктов одной из главных стратегических точек ради того, чтобы отпраздновать день рождения Кати и послушать выступление известного ранее тенора. Халатное отношение к персонажам вылилось в то, что очень сложно по-настоящему сопереживать их героическим смертям с некоторым неестественным блеском в глазах, как это было при просмотре, допустим, «Брестской крепости». Самой живой получилась та самая Катя, которая и выглядела, и отыграла в фильме лучше остальных. Чтобы окончательно съязвить по поводу остального каста картины, можно было бы спросить у Федора Бондарчука, сколько проб на фильм было у Сергея Бондарчука, сыгравшего одну из главных ролей в фильме и выглядящего в нем как случайное звено в сюжетной цепи. А ему при этом, «почему-то», достался, чуть ли, не самый большой кусок сюжетного пирога.
Присутствует также линия персонажа немецкого капитана Кана, разрывающегося между прямым начальством и русской пленной девушкой Машей, «немецкой подстилкой» со слов снайпера Чванова и единственной жертвой его винтовки на дальней дистанции. Зарубежный актер, сыгравший Кана, справился с ролью и порой его мотивация и переживания воспринимаются честно, хоть и своеобразно.
Нашлись в фильме и интересные, неоднозначные, даже трогательные моменты – их можно обчесться после двух загнутых пальцев, все они проходят по одной канве (нагнетание атмосферы – драма – военное действие), но смотрятся они достойно для того фильма, который выйдет в прокат за рубежом и развеет для некоторых мысли, что во всех войнах с 41-го по 45-ый победил Капитан Америка. Именно с точки зрения пропаганды почтения героического подвига Советского Союза этот фильм выигрывает больше всего. Даже когда зрителя ставят перед выбором – принять его таким, каким он выглядит на экране, или каким он был с точки зрения логики и поставленной задачи. Ведь с точки зрения логики мощнейшая советская огневая поддержка может не только оказаться существующей лишь в последний момент, а с точки зрения поставленной задачи – её прямое выполнение было продемонстрировано лишь единожды, да и то с типичным клише героического кино о войне а-ля «у нас всего один фугасный снаряд, 2 пулеметные ленты и, строго говоря, мы без 5-ти минут безоружны».
Конечно же, кроме визуальной составляющей фильма, нельзя не сказать о саундтреке. Анжело Бадаламенти также внес свою лепту в этот проект: не такие запоминающееся хиты, которые можно долго переслушивать, но все же. Чай не Фаренгейт.
Итак, что мы имеем? Фильм с 30 миллионным бюджетом о Второй Мировой, который можно посмотреть, не вдаваясь в длинные дискуссии, такие как «все было не так» И на том спасибо. А отдельная благодарность - Киноклубу Журналистов при ТРЦ Материк за любезно предоставленную возможность просмотра.
Bookmarks