Мартинович Геннадий Ананьевич
2. Род имен существительных в современном русском языке
3.3.3. Группа непарных имен существительных мужского рода, употребляющихся для обозначения как лиц мужского, так и женского пола:
близнец, дворник, приемыш, предок, младенец, подкидыш, потомок;
педагог, токарь, философ, библиограф, гид, конюх, кузнец, лесник, лесоруб, литературовед, электрик;
археолог, зоолог, лексиколог, психолог, социолог, текстолог, физиолог, филолог;
автор, баснописец, лирик, драматург, классик, прозаик, трагик, воин, армеец, ефрейтор, лейтенант, полководец, матрос, пилот, атлет, боксер, вратарь, тренер, борец, хоккеист, штангист;
гений, льстец, неуч, заморыш, карапуз, любимчик, мудрец, наглец, смельчак,
молодец;
товарищ, человек, шеф, пешеход, новичок и другие.
3.4.5. Имена существительные общего рода
Основную массу слов общего рода представляют нарицательные существительные (большей частью разговорного и просторечного характера) на -а(-я) со значением качественной (чаще -- отрицательной) характеристики лица, которые могут употребляться как для обозначения лиц мужского, так и женского пола. Синтаксически эти существительные функционируют по мужскому и женскому роду во всех падежах: он -- противный плакса (противного плаксы и т. д.), ужасный мямля (ужасного мямли и т. д.) и т. п.; она -- противная плакса (противной плаксы и т. д.), ужасная мямля (ужасная мямля и т. д.) и т. п. Однако такая сочетаемость не является обязательной: существительные общего рода могут упо-требляться как слова мужского рода при обозначении лиц женского пола (она -- большой забияка; она была большим забиякой) и наоборот -- как слова женского рода при обозначении лиц мужского пола (он -- ужасная плакса; он был ужасной плаксой). Такие употребления в настоящее время рассматриваются как нормативные, определяющиеся стоящими перед говорящими стилистическими задачами.
Возможность согласования существительных общего рода по мужскому и женскому роду во всех падежах, а также употребление их в мужском роде не только для обозначения мужчин, но и женщин, и наоборот -- в женском роде для обозначения не только женщин, но и мужчин -- отграничивают эти существительные от слов типа судья, коллега, глава и т. п. и слов типа врач, инженер, доктор, делегат, депутат и т. п. Напомним, что слова типа врач имеют согласование по женскому роду только в именительном падеже (наша врач), а слова типа судья хотя и могут согласовываться по женскому роду в различных падежах, но никогда в таком употреблении (при согласовании по женскому роду) не могут обозначать лиц мужского пола. К тому же все эти слова не имеют свойственной словам общего рода семантики качественной характеристики лица (ср.: врач и лакомка, судья и плакса и т. п.).
В то же время некоторые существительные на -а(-я) мужского и женского рода имеют тенденцию сближаться в своем употреблении со словами общего рода: ворюга (м. р.), верзила (м. р.), забулдыга (м. р.), прощелыга (м. р.), гадюка (ж. р.), заноза (ж. р.), марионетка (ж. р.). Такие употребления пока еще не могут рассматриваться как нормативные.
К наиболее употребительным словам общего рода с отрица*тельной эмоционально-оценочной окраской относятся: бедняга, бестия, бродяга, балда, брюзга, грязнуля, гуляка, замарашка, зевака, злюка, зубрила, каналья, копуша, кривляка, лакомка, лежебока, ломака, недотепа, недотрога, недоучка, неженка, неряха, плакса, подлиза, подпевала, привереда, придира, приставала, притвора, пройдоха, пролаза, проныра, простофиля, пустомеля, пьяница, раззява, разиня, размазня, раскоряка, распустеха, растрепа, растяпа, скряга, сластена, соня, стиляга, тихоня, трещотка, тупица, уродина, хапуга, хитрюга, худышка, чистюля, чудила, юла.
Небольшое количество слов общего рода не имеет отрицательной окраски: душка, молодчина, трудяга,
умница, паинька, малютка, работяга, ровня, сирота, самоучка, запевала, книгоноша, левша и некоторые другие.
Bookmarks