Если бы объяснение механизма сталинской власти стало достоянием широкой общественности, возможно, и восприятие нынешней российской власти было бы иным: исторические аналогии слишком явно бросаются в глаза. А они, конечно, не прибавляют оптимизма - гораздо спокойнее обманываться, чем смотреть в историческое зеркало.
А в этом зеркале отражается именно сталинская политическая конструкция. Это не только возрождение назначения губернаторов. Это возрождение тайной инфраструктуры власти со всеохватывающей секретностью. Это реанимация невидимой армии негласных сотрудников КГБ, ряды которой пополняются за счет современной молодежи, готовой служить режиму. Видимая часть этой армии - созданные под эгидой Кремля партии и общественные организации, многочисленные фонды и центры, обслуживающие власть. Невидимая - представители спецслужб во всех учреждениях и на всех предприятиях, включая бизнес-структуры. Это неформальное Политбюро (не предусмотренное Конституцией, как и при Сталине). Это администрация президента, действующая по правилам Секретариата ЦК, спуская указания Госдуме, Совету Федерации, Центризбиркому, ФСБ, Генпрокуратуре и всем другим ведомствам, губернаторам, а также партиям и движениям, общественным и религиозным объединениям, средствам массовой информации. И т.д. и т.п.
За время путинского правления сталинский механизм властвования был не просто восстановлен, но и модернизирован, а конспирация достигла такой степени, которой мог бы позавидовать и Сталин. При нем по крайней мере был известен официальный состав Политбюро, хотя о том, кто входит в неформальную группу лиц, принимающих важнейшие решения, и тогда можно было лишь догадываться. Хотя Сталин приказывал не оставлять следов своих самых преступных решений и уничтожать компрометирующие документы, многое тем не менее осело в "особых папках". А вот в наш компьютерный век уничтожить следы можно одним нажатием клавиши.
Путин и Медведев сегодня представляют "политический интерфейс" невидимой российской власти: прямо в стиле постмодерна - две головы, как у орла на российском гербе. Ну, а если предположить, что вместо них будут, другие фигуры, то многое ли изменится в самом механизме этой власти? Действительно ли "страна погрузится в социальный хаос"?
Маловероятно. Наоборот, политтехнологи быстро все "объяснят" и приведут в соответствие - инфраструктура же власти останется прежней. Тем более что эта модернизированная власть создала себе подстать экономику, в которой тайным механизмом управления вместо репрессий стала коррупция. Эта власть сильна тем, что охватывает все общество, она проросла в нем как грибница. И сколько бы ни мудрствовал Глеб Павловский, заклиная вслед за президентом Медведевым, что России нужно современное государство, а не всеохватная власть, ясно, что это всего лишь легенда прикрытия.
Прорабатывать эту легенду после послания Медведева Федеральному собранию мобилизованы придворные политологи. Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков: "Вектор очевиден - на демократизацию". Гендиректор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков: "Самое важное в послании - это пакет либеральных политических инициатив". Директор Института политических исследований, депутат Госдумы Сергей Марков: "Свобода - это то, что предлагает стране Медведев и его команда".
Bookmarks