Сограждане в курсе, что цензура была только в тоталитарном СССР, а в США на протяжении всей истории разрешалось говорить что угодно и ничего тебе за это не будет. Там, – как граждане знают, – и коммунистов печатали по первому же их желанию и творцы творили как хотели, а если вдруг кому-то ставили препоны (как, например, Стейнбеку), то это, конечно же, была частная инициатива частных библиотек. Система же была ни при чём.
Однако у товарища Чаплина вон оно как сложилось. Хоть и снимал преимущественно немое кино, однако и тут его взяли на заметку. Частные лица, само собой, это просто совпадение, что они все работали в ФБР.
Дальше больше – фильм «Месье Верду» был запрещён цензурой. Той самой, которой в США нет и не было. Затем из фильма что-то вырезали (наверно специально засланные советские цензоры – в США ведь ничего никогда не вырезали), но даже после этого в Свободных Независимых Газетах как по команде началась травля. К счастью, прозорливым согражданам понятно – это тоже была частная инициатива.
Фильм, для справки, 1947-го года выпуска. То есть, в тоталитарном СССР напропалую травят деятелей культуры, а в Соединённых Свободных Штатах Свободной Америки свободно творит свободный художник Чарли Чаплин. Потому что там Свобода.
Наконец, незадолго до беспрецедентного затравливания Пастернака тоталитарной советской властью, Свободному Художнику Чаплину директор ФБР Империи Добра Гувер неожиданно отказывает в возвращении в Штаты. Надо полагать, в плане превентивной мести за Пастернака. И только поэтому.
Ну и, понятное дело, Гувер – частное лицо. Иммиграционные власти – аналогично сплошь частные лица. Просто одно частное лицо договорилось с другими частными лицами и Чаплину запретили въезд. Нет, так случилось не из-за системы. Это ж не социализм – тут за слово «товарищ» во враги народа не запишут.
Bookmarks