Выборы закончены. С покупкой нас!
В рыночных отношениях есть свои преимущества.Одно из них в том, что приходится чаще задумываться. Чаще задумываться приходится потому, что чаще приходиться делать выбор. В том числе при покупках. Ассортимент товара шире, цены с диапазоном. Уровень жизни разный, но всегда и всем хочется приобрести товар получше с ценой поменьше. Естественно, по потребностям, определяемым возможностями. Спасибо рынку за то, что мы научились быть покупателями. Научились быстрее и лучше, чем за десятилетия теоретического изучения "Капитала" и прочего. Научились во всем, кроме одной отнюдь не второстепенной области собственной жизни. Мы не стали покупателями товара под маркой "Политика".
Прежде всего потому, что до сих пор политику мы товаром не считаем. Нас уводят от самой этой мысли. Гражданская позиция, гражданский долг, забота о себе и будущем своих детей. Еще много всего правильного. Кроме одного. Я -- гражданин-покупатель, у фирмы-производителя есть товар-программа или кандидат. Есть регламентированный процесс торгов -- предвыборная агитация. Есть место покупки -- избирательный участок. Как товар политика обладает и общими, и специфическими чертами. К общим, безусловно, относится его каждодневная востребованность потребителями. Из специфических выделю две. Первая. После покупки, то есть выборов, товар становится исполнительной или законодательной властью и во многом сам определяет существование покупателя. Второе. Участвую я в покупке этого товара или нет, приду я к избирательной урне или проигнорирую, товар строго в определенное время доставят мне по месту жительства, отдыха, работы. Как правило, окончание распродажи приходится на день воскресный. Просыпаешься в понедельник, дома или в самолете, на больничной койке или на нарах, а товар уже у тебя, еще в подарочной упаковке, но уже и не товар, а власть. Моя и надо мной. Сервис. Кто-то радуется. Купил то, что хотел. Кто-то радуется еще больше. Ему кажется, что вот здорово, не покупал, а принесли. Третьи разочарованы: покупали одно, а принесли другое. Четвертые. Пятые. Я о другом.
Мы покупатели. Здорово. Это не мы бегаем за всеми этими продавцами и просим: возьмите меня. Это они за нами. Мы и дверь порой закрываем. Так они в окно. И танцуют, и стихи читают. Иногда и стопарик поднесут. Причем за наше здоровье. Знаете, мне кажется, что когда каждый из нас поймет свою значимость как покупателя политического товара, тогда и будет у нас гражданское общество. Мы присмотримся к фирмам-изготовителям. Сколько лет на рынке, какая репутация, свой товар предлагают или по лицензии. Где проходили испытания и какой результат. Какой гарантийный срок у товара, какие исходные характеристики.
Став покупателями, мы будем чаще улыбаться. Станем добрее друг к другу. Нам-то чего ссориться? У каждого одинаковая сумма на расходы, купил и купил. А главное, стихийно или организованно, у нас будет общество защиты прав потребителей политического товара. Будет. Для этого общества не надо искать юристов и экспертов. Они есть: СМИ, фирмы, не распродавшие свой товар, актив в виде всевозможных общественных организаций.
По большому счету не так важно, что мы купили. Важно, как заставить фирму-изготовителя обеспечить хотя бы частичную работоспособность проданного нам товара в параметрах указанных в рекламе характеристик. Давайте только станем покупателями, мы уже умеем!
С уважением, А. В. Шарапов, г. Барановичи, Белоруссия
Bookmarks