Сразу говорю что я давно это говорил и это применительно не только к крыму а многое и к украине .
Крымчане думали что мол повалит турист богатый и легко растающийся с деньгами . А на самом деле надо выделять 2 вида туризма - туризм автомобильной доступности , и туризм с авиа перелетом . Авиаперелет - дорогое удовольствие и его особенностью является то что если самолет взлетел , то дальше где он приземлиться в пределах возможностей его бака в цене не сильно влияет . Это обусловлено и затратами на обслуживание , и простой , и тем что самолет тратит значительное количество топливо на взлет , и аэропортными сборами и питанием и страховками . Примерно так я встречал в турции россиян которые доплачивали 20 долл по положенному им бесплатному перелету по россии и приземлялись в турции .
Если речь идет о самолете , то дальнейшим развитием понимания является "пакетный тур" , что в него входит - авиаперелет , страховка , трансфер от аэропорта и в аэропорт , отель , питание . По питанию в турции как правило "все включено" , во многих других странах - может быть только завтрак .
Когда турист собирается на отдых он прикидывает бюджет и старается купить пакетный тур чтоб ограничить свои траты . И в момент выбора перед ним лежат предложения из турции , египта , крыма , россии , греции и т.д. Сразу нужно сказать что россия огромная , и вся ее восточная часть ближе к тайланду и китаю . Выбор европейской части основывается на цене и качестве . Для того чтоб крым оказался на 10% дешевле в пакетном туре , нужно чтоб цена отдыха была на 20% ниже , потому что львиную долю съедают другие компоненты пакетного тура - перелет , страховки , заработок агенств .
Если турист не привередливый , то его выбор пакетного тура происходит прямо в аэропорту , куда он приходит и покупает горящую путевку с отлетом через пару часов . Т.е. покупка тура - это покупка продукта , как килограма картошки на базаре по сути. Точно так же на пакетные туры даются скидки , иногда безумные , например одни мои знакомые съездили в египет на неделю по 160 долл с человека .
С кем конкурирует крым ?
Ну во первых это страны с низким уровнем доходов , ниже чем в россии . Например египет - зарплаты от 80 до 300 .
Во вторых , это страны где сезон куда дольше чем в крыму , сезон в крыму - это 2.5 месяца , в турции - 6 , в египте - круглогодичный . С точки зрения капитала это означает что в турции можно вкладывать в 2.5 раза больше капитала на 1 туриста чтоб иметь такой же выхлоп . Это значит что более навороченные отели , более интересный отдых , более низкие цены . Это важно с точки зрения привлекательности , окупаемости капитала . Если говорить о нормальных отелях , а не доживающих советских пансионатах , то это бизнес проект , и требует окупаемости . Но даже для советских важно хотя бы делать ремонт и менять мебель .
В третьих , проекты конкурирующих стран созданы на капитале западных стран , который дешевле по определению . Т.е. опять же для туриста это может означать - дать больше .
В четвертых , цены на продукты . Пока крым был украинским - у него было конкурентное преимущество - низкие цены на продукты . Они были выше чем в болгарии , но ниже чем в россии . На сегодня это преимущество утрачено. Кормить туристов можно дорого . В многих турецких отелях , когда они предлагают самую низкую цену , официант накладывает по кусочку мяса , ибо это не предусмотрено бюджетом . Примерно так и светит крыму в нынешних условиях . Но понимаем , это вызывает негативное отношение у туристов . Но с учетом потеряных других преймуществ - прийдется жестко конкурировать .
В пятых, эффект масштаба . В анталию прилетают люди со всего мира в миллионных количествах , я как-то сидел на балконе отеля и вдалеке был виден аэропорт , это больше напоминало маршрутное такси в центре города, самолет садился один за одним , разница - 2 минуты , фактически любой отлель который там будет построен имеет возможность быть загруженным моментально . Людей много , услуги дешевле . Аудитория крыма - это россия , все . Даже во время украины приезжало 10 тыс иностранцев которые были бывшими нашими .
Из этого всего следует , что если не вбухать бабки в крым , огульно , без признаков окупаемости как было в сочи , то крым ляжет и не сможет конкурировать в пакетных турах .
Итак , кто полетит в крым ? 1. Все невыездные . Это полиция , военные и т.п. 2. Все кто боится заграницы - таких с деньгами уже осталось немного 3. Бесплатные путевки на не конкурентной основе . Это означает что крым будет наводнен людьми без денег или качающих свои права .
Автомобильную доступность крыма все наблюдали в прошлом году на переправе .
Как это работало в Украине ? 1. Цены на продукты были украинскими , что создавало бонус для 2х млн россиян , и не отторгало украинцев . 2. 90% посетивших были из "автомобильной доступности" . Это на 70% украина , и на 30% россия . Автомобильная доступность сразу снижала цену отдыха , автомобилем дешевле , и давала возможность направить деньги на заработок крымчанам . Вместо расходов на транспорт и еду они тратили на жилье . Т.к. это были "свои" , то никто претензий к наличию бассейнов не предьявлял , и тот провал по качеству отдыха и несоотвествию его цены компенсировался доступностью и отсутствием альтернатив .
Резюме ....
Отделившись крым утратил 70% своих клиентов , утратил конкурентные преймущества , и вступил в эру конкуренции в пакетных турах ...
Bookmarks