Страх можно получить от родителей вместе с набором генов, утверждают ученые. Исследователи из Университета Эмори в Атланте (США) экспериментально доказали, что память о запахе передается у мышей по наследству. Те же механизмы, возможно, работают и у людей.
Исследование,
описанное в журнале Nature, показывает, что страх, связанный с запахом, может преследовать мышей в трех поколениях. Американские нейробиологи Брайан Диас (Brian Dias) и Керри Ресслер (Kerry Ressler) с помощью несильных ударов током «научили» подопытных бояться запаха ацетофенона (он пахнет, как черемуха): почуяв его, животные начинали дрожать, даже если им больше не причиняли боли. Когда эти мыши дали потомство, оказалось, что не только дети, но и внуки напуганных самцов относились к ацетофенону с явной тревогой.
В качестве контрольной группы использовали мышей со спокойным прошлым, а также тех, кого научили бояться других запахов: потомство ни первых, ни вторых ацетофенона не пугалось. При этом, говорят исследователи, родительское воспитание здесь ни при чем – те же свойства проявлялись у мышей, зачатых in vitro.
Реакция животных связана с
эпигенетическими механизмами – то есть изменилась не сама последовательность ДНК, а то, как другие окологенетические факторы регулируют активность генов. В частности, каким-то образом виновато
метилирование ДНК, объясняют ученые: химическая реакция в мозгу увеличила у потомков подопытных количество нейронов, реагирующих на конкретный запах.
Все это могло бы перевернуть современные представления, но, к несчастью, авторы исследования сами до сих пор не могут объяснить, как именно сперма напуганных отцов сообщила страх детям и внукам. Открытие раскололо научное сообщество пополам: часть биологов приветствует полученные результаты восторженным «Вау!», часть же уверена, что метилирование ДНК никак не влияет на распознавание запаха ацетофенона. И те, и другие требуют доказательств, а на это, говорят Диас и Ресслер, потребуется время.
Bookmarks