Ши-тцу — забавное название, не правда ли? Чем-то таинственным и далеким веет от этого слова. В переводе с китайского оно означает «храбрый лев». На самом деле — это маленькая роскошная собачка, совсем не похожая на своих ближайших родственников. Курносая мордочка — но не пекинес. Длинная ниспадающая шерсть — но не апсо. Крепкое телосложение — но не тибетский терьер. Собачка с характером хорошо воспитанного ребенка, уверенного в том, что жизнь прекрасна и весь мир создан именно для него.
Но мудрые ши-тцу вовсе не снобы. Их жизнелюбие и восторженность — следствие обеспеченной жизни в неге и роскоши императорских дворцов. Ши-тцу не находят повода для агрессии. Миролюбивое разрешение всех спорных моментов — естественная черта их натуры. Наверное, поэтому ши-тцу так снисходительны к слабостям людей и умеют находить разумные компромиссы в отношениях.
Немного истории
На Тибете и в Китае существует огромное количество легенд, которые так или иначе связаны с этими собачками. В одной из них говорится о снежном льве — повелителе трех сил Танг Синге, способном в мгновение ока преодолевать огромные расстояния, превращаясь в облака и меняя свои размеры. Этот лев сопровождал Будду Манджусри в его путешествиях по четырем частям света. Именно с этим львом сравнивали ши-тцу.
Продавать собак вообще строго запрещалось, а дарили эту живую драгоценность только в самых исключительных случаях. Далай-ламы Тибета неоднократно преподносили этих маленьких собачек в дар китайским императорам. Например, в 1653 году тибетский далай-лама нанес очередной визит китайскому императору и в подарок пожаловал нескольких «собачек-львов». Попадали они в Китай и как часть военной добычи. Дорога из Тибета в Китай, протяженностью более трех тысяч километров, занимала долгие месяцы караванного пути; но уже в Китае, ставшем второй родиной этих собачек, началась новая эра их жизни в императорских дворцах, в неге и роскоши.
В конце І ст. н.э. китайские императоры воспылали любовью к коротконогим собачкам — «пай», место которых было под столом. Если учесть, что столы в Китае всегда были очень низкими, то становится понятно, какого роста должны были быть эти собаки. На малюток расточались высочайшие почести. Император Лин Ти (168 г.) пожаловал своему любимцу титул «чау-сьень» — высшая литературная награда того времени. Довольно много императорских четвероногих фаворитов носили титул «кай-фу», что чуть ниже титула вице-короля. Суки удостаивались звания жен должностных лиц. К ним приставляли солдат для охраны, они спали на дорогих коврах и ели самую изысканную пищу. «Акульи плавники, печень кроншнепа и перепелиные грудки — вот чем можно их кормить, а в качестве питья давайте им чай, заваренный из весенних почек кустарника, растущего в провинции Ханькоу, или молоко антилоп, пасущихся в императорских парках. Тогда они сохранят свою целостность и самоуважение. Во время болезни пусть их смазывают прозрачным жиром священного леопарда, дают им выпить из скорлупы яйца певчего дрозда яблочный сок, в котором растворены три щепотки измельченного рога носорога, и к этому пусть добавят пегих пиявок», — писала в своих приказах вдовствующая императрица Тцу-Си.
На протяжении столетий содержание собачки-льва считалось исключительно императорской привилегией. Не могло быть и речи о том, чтобы кто-то, кроме императора, стал ее обладателем. Их разведением занимались специально приставленные евнухи в недоступных для посторонних помещениях дворца. Они заботились об императорских питомцах, ухаживали за ними, мыли и расчесывали их роскошную шерсть. В соперничестве друг с другом они выводили лучших собак, которые могли бы понравиться императору. За это можно было получить особые почести. Лучшие собаки, завоевавшие расположение правителя, удостаивались чести быть изображенными на картинах и гобеленах. По некоторым данным, в разное время во дворце императора в Пекине проживало от полутора до трех тысяч маленьких «львиных собак». При встрече с императорскими собачками придворные поспешно падали на колени, зная, что они предвещают скорое появление императора.
Однако любовь владыки к своим божественным маленьким созданиям имела и оборотную сторону. Являясь неотъемлемой частью императорского двора и будучи тщательно охраняемыми, предки ши-тцу, тем не менее, сами того не подозревая, становились заложниками собственной святости.
История Ши-тцу, как и многих других собак пород азиатского происхождения, до известных пределов окутана покровом тайны. Однако совершенно ясно, что корни породы находятся как в Тибете, так и в Китае. Теперь эту породу классифицируют как китайскую, однако многие собаководы считают ее скорее тибетской чем китайской. Несомненно, на протяжении многих веков между китайскими и тибетскими породами собак было много путаницы и смешения.
Хотя в истории бывали времена, когда китайцы и тибетцы довольно сердечно сотрудничали друг с другом, начиная с седьмого века между ними постоянно шла борьба в том или ином виде, и безопасный проезд из одной страны в другую не всегда был гарантирован. В качестве дипломатического акта представители тибетской знати брали себе китайских невест, причем нередко королевского звания, также представители этих двух великих культур обменивались между собой и подарками. В обеих культурах в изобилии присутствует мифология, и важно иметь в виду, что исторические записи в Тибете не велись примерно до 639г. Утверждают, что порода тибетский терьер ( представители которой очевидно, являются близкими родстьвенниками ши-тцу и которая всегда ассоциировалась с Тибетом, а не с Китаем) существовала уже в 800г до н.э.
оДНАКО НЕТ НИКАКИХ РЕАЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЭТОГО ТАК ЧТО ПОДОБНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ ТРУДНО ОБОСНОВАТЬ.
иЗВЕСТНО, ЧТО БУДДА МАНДЖУСРИ, основоположник учения, путешествует, как простой жрец с маленькой собачкой ха-па. Эта собачка обладает способностью мгновенно превращаться во льва и позволяет БУДДЕ ехать верхом у себя на спине. Императоры Манчжурские, которых называли "Солнцем" и "сыновьями небес", относились к этой маленькой "собаке - льву" или "льву - собаке" БУДДЫ с большим почтением. Именно со снежным львом, который считается царем зверей, самым теснейшим образом связаны такие породы собак, как Ши-тцу и, разумеется тибетский терьер.
Причина, по которой именно Тибет считается самым древним "родовым домом" ши-тцу, заключается в том, что в древности собак отдавали в качестве дани для безопасного проезда из Тибета в Китай. В Тибете собак никогда не продавали, а только дарили.
Говорили, что в этих маленьких лохматых собачках заключены души монахов, согрешивших в своей предыдущей жизни.
Буддисты, разумеется, твердо верят в теорию реинкарнации.
Bookmarks