Лихорадкофобия
ЛФ – это специальный научный термин для обозначения такого широко распространенного явления, как страх перед повышенной температурой .
Малыш внезапно заболевает – у него появляется лихорадка, температура поднимается до 38-39 градусов. Как правило, в начальном периоде болезни нет никаких других симптомов (кашля, насморка), и родители бьют тревогу, вызывают врача или самостоятельно дают жаропонижающее средство. Знакомая ситуация, не правда ли? Это лихорадкофобия!
Из уст в уста кочует миф об опасности повышенной температуры, причем называется даже конкретная цифра , точнее, отметка на градуснике – 38.5, перейдя которую лихорадка, якобы, становится опасной. Почему не 38.6, или 38, 4? Откуда взялась такая магическая отметка на ртутном столбике градусника? Всегда ли нужно снижать повышенную температуру? Зачем, вообще, она нам нужна?
Но что говорит о лихорадке современная наука?
Давайте заглянем в настольные книги педиатров, инфекционистов, может быть там мы найдем ответ на наш вопрос – что это такое и что с ней делать ?.
Вот что пишет известный педиатр –неонатолог Шабалов Н.П. (Санкт-Петербург) о лихорадке у детей :
«Лихорадка – защитно-приспособительная реакция организма, выражающаяся в перестройке терморегуляции на поддержание большего, чем в норме, уровня теплосодержания и температуры тела. Это типовой процесс, сформированный в процессе эволюции у теплокровных животных. Лихорадка создается самим организмом, его регуляторными системами...
Биологическую целесообразность лихорадки, как процесса, объясняют ускорением катаболизма (распада) «чужого» в очаге воспаления (доказано для пневмококков, гонококков, спирохет, причем высокая лихорадка - выше 40 градусов просто губительна для этих микробов, активизируется фагоцитоз и иммунитет.»
Далее он пишет о нецелесообразности применения жаропонижающих средств, так как они «затушевывают» клиническую картину заболевания, обеспечивая чувство ложной безопасности, упоминает еще раз, что лихорадка – это защитная, приспособительная реакция, усиливающая иммунный ответ.
Кроме того, отдельно профессор Шабалов говорит о риске, который несет в себе жаропонижающая терапия – побочные действия лекарств в виде аллергических реакций, угнетения кроветворного ростка костного мозга, повреждения слизистой оболочки желудка.
Показаниями для назначения жаропонижающих средств, по Шабалову, является лихорадка выше 39 градусов в подмышечной впадине, и выше 38.5 у детей с родовыми травмами, врожденными пороками сердца, судорогами в анамнезе.
Нашлась магическая цифра 38.5! Для изначально нездоровых (с родовой травмой, врожденным пороком сердца и т д.) детей лихорадка может быть потенциально опасной, но не для большинства детей, родителям которых с упорством, достойным лучшего применения, с экранов телевизоров рекомендуют « лечить» повышенную температуру сладким сиропом.
Лихорадка повышает естественную устойчивость организма, усиливая барьерную и обезвреживающую функцию печени, фагоцитарную (пожирающую микробы) функцию лейкоцитов. Температурная активация внутриклеточных ферментов способствует выработке антител и интерферона, лизоцима, интерлейкинов. Лихорадка препятствует размножению вирусов и бактерий.
Академик Г.И.Марчук, разработавший математическую модель инфекции и иммунитета, показал, что вирусы, проникшие в организм, встречаются с лимфоцитами, стимулируют их размножение и образование плазматических клеток. Повышенная температура ускоряет миграцию лимфоцитов и вирусов, они чаще сталкиваются друг с другом и образуют комплексы "вирус-лимфоцит". Таким образом, искусственное снижение температуры с помощью таблеток может спровоцировать затяжные или хронические болезни.
Давайте сделаем выводы :
Наука считает, что лихорадка является защитной реакцией организма на внедрение чужеродного агента – вируса, бактерии. При искусственном снижении температуры тела снижается выработка антител, интерферона и других веществ, которые помогают скорейшим образом расправиться с такими чужеродными агентами .
Применение жаропонижающих средств оправдано у детей с патологией нервной системы (тяжелые родовые травмы), при эпилепсии, врожденных пороках сердца. Отмечу, что дети без патологии ЦНС достаточно хорошо переносят высокую лихорадку – 39-40 градусов и без каких-либо последствий.
В последние годы стало много «часто болеющих детей» и виновата в этом не только плохая экология городов , но и неумеренное употребление жаропонижающих, противовоспалительных и антибактериальных средств, а также иммуномодуляторов. Родители забыли, как нужно «правильно» болеть ОРВИ и буквально залечивают своих детей, не полагаясь на естественные защитные механизмы самоисцеления, которые заложила в нас Природа в результате миллионов лет эволюции.
Меры по снижению температуры, будь то применение жаропонижающих средств или обтирание водой, не только не нужны, но и вредны. Если ребенок инфицирован, то повышение температуры, которым сопровождается течение болезни, родители должны воспринимать не как проклятие, а как благословение. Температура повышается в результате спонтанной выработки пироге-нов — веществ, вызывающих лихорадку. Это естественная защита организма от болезни. Повышение температуры говорит о том, что система исцеления организма включилась и работает.
Процесс развивается следующим образом: на инфекционное заболевание организм ребенка реагирует выработкой дополнительных белых кровяных телец — лейкоцитов. Они убивают бактерии и вирусы и очищают организм от поврежденных тканей и продуктов распада. Активность лейкоцитов при этом повышается, они быстро двигаются к очагу инфекции. Эта часть процесса, так называемый лейкотаксис, как раз и стимулируется производством пи-рогенов, повышающих температуру тела. Повышенная температура свидетельствует, что процесс исцеления ускоряется. Этого не надо бояться, этому надо радоваться.
Но это еще не все. Железо, которое служит источником питания для многих бактерий, уходит из крови и накапливается в печени.
Это снижает скорость размножения бактерий и повышает эффективность интерферона, вырабатываемого организмом для борьбы с заболеванием.
Этот процесс был продемонстрирован учеными в лабораторных опытах на инфицированных животных. При искусственном повышении температуры смертность подопытных животных от инфекции снижалась, а при понижении — повышалась. Искусственное повышение температуры тела издавна использовалось в тех случаях, когда организм больных утрачивал естественную способность этого при болезнях. "
Высокая температура не вызывает судороги. Их вызывает резкий подъем температуры. Многие родители боятся высокой температуры у своих детей, поскольку заметили, что ей сопутствуют приступы судорог. Они полагают, что судороги вызывает «слишком высокая» температура. Я хорошо понимаю таких родителей: ребенок в судорогах — зрелище невыносимое. Тем, кто такое наблюдал, возможно, будет трудно поверить, что, как правило, это состояние не бывает серьезным. Кроме того, оно относительно редкое — лишь у 4 процентов детей с высокой температурой наблюдаются судороги, и нет свидетельств того, что они оставляют серьезные последствия. Исследование 1 706 детей, испытавших фебрильные судороги, не обнаружило случаев нарушения моторики и не зафиксировало смертельных исходов. Не существует также и убедительных доказательств того, что такие судороги повышают впоследствии риск эпилепсии.
Более того, меры по предотвращению фебрильных судорог — прием жаропонижающих препаратов и обтирание — почти всегда осуществляются слишком поздно и, следовательно, впустую: к моменту обнаружения высокой температуры у ребенка, чаще всего, судорожный порог уже пройден. Как я уже говорил, судороги зависят не от уровня температуры, а от скорости ее подъема до высокой отметки. Если температура резко поднялась, судороги либо уже произошли, либо опасность их миновала, то есть предотвратить их практически невозможно. ...
Источник, книга педиатра Мендельсона "Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам"
Bookmarks