В этом году мой сын-выпускник - будет сдавать тесты - ЗНО. И я - не только из терапевтического - из своего «живого мамского» опыта могу говорить о родительских тревогах и о том, что помогает мне самой, другим родителям и самим выпускникам, которые сейчас обращаются за помощью - снять напряжение при подготовке и на самом ЗНО. я написала два практичных материала - Первый – для тех, кто готовится к любым экзаменам. возможно, какие-то из этих пунктов смогут пригодиться.
Выпускникам:
ЗНО - это важный экзамен, но он не может отражать всего потенциала, не может вместить и оценить всю твою глубину. Важно помнить, что это важные - но все же только цифры. И любая оценка в жизни - это не «весь ты».
• Важно заранее: Отдельно положить - приглашение на ЗНО, все необходимые документы, посмотреть адрес проведения. Знать, как туда добираться. Узнать (если не был на пробном ЗНО) о том, как проходит тестирование (экзамен).
• Взять с собой воду
• Взять что-то сладкое
• Помнить, что если знания были вложены - их можно извлечь из памяти
• При подготовке и систематизации информации:
Рисовать ментальные карты
Запоминать информацию, поступающую из разных каналов восприятия - мемы - картинки, ментальные карты (визуальный канал), проговаривать вслух, слушать аудиоуроки. (Аудиальный)
Важно помнить, что, конечно, ЗНО - важное событие и важное испытание, но у него сейчас преувеличенная, раздутая важность - когда я прошу выпускников представить «масштаб» - мыслеформу экзаменов - они описывают - «огромная сфера, нечто, заполняющее все пространство, нависающее огромной глыбой». конечно, с такой «внешней» громадиной справиться «внутренне» нереально.
Когда мы начинаем вспоминать о том, что ЗНО - это важный - но только эпизод в большой жизни, что в самом экзамене заложено то, с чем совершенно можно справиться, ощущение такой глобальности уменьшается. И образ становится более контролируемым - например, его уже можно «взять в руки», как мяч. То, что можно проконтролировать - не вызывает паники.
• Какой образ теста- ЗНО сейчас у вас? Если вы переносите фокус внимания с глобальности экзаменов - на то, что это одно из испытаний жизни - во что этот образ трансформируется?
Во время самого экзамена (легкие стабилизационные практики для разных каналов - телесного, визуального, аудиального)
• Чтобы вернуть себе ощущение безопасности и стабильности - «освоить место» - разложить листки, ручки, постучать ручкой по столу, в «своём месте» легче сосредоточиться и вспомнить то, что важно. (От учителя Людмила Булигіна)
• Важно заготовить какую-то яркую деталь - значок, браслет, пришить пуговицу, надеть яркие смешные носки, поставить фломастером точку на руке или нарисовать что-то смешное - чтоб этот «якорёк» возвращал в реальность, чтоб можно было посмотреть и улыбнуться.
• Техника самоподдержки - «крыло ангела» - рука кладётся на противоположное предплечье. Мы обнимаем себя так, как наш друг, родитель, наш «хранитель»
• Быстро возвращают ощущение стабильности и границ - 2 практики психотерапевта Питера Левина (рисунки Хайди Хэнсон): самообъятие, - Положите одну руку под мышку другой руки, а другой рукой обхватите себя, так чтобы ладонь пришлась на плечо: вы себя обнимаете и ощущаете свои границы - «где я начинаюсь и где заканчиваюсь» рис1
• Если от тревоги перехватывает дыхание - положить одну ладонь на лоб, вторую на грудь. Сделать несколько вдохов-выдохов. Потом переходить руку со лба на живот. Одна рука на животе, вторая на груди. Сделать вдох-выдох. Рис 2-3
• Если сложно сосредоточиться - положить одну руку на затылок, вторую на лоб. Сделать несколько вдохов выдохов. Положить ладони с двух сторон головы - понаблюдать за дыханием.
• Помассировать лобные бугры - точки посередине лба над бровями (они связаны нашей долговременной памятью)
• Если сохраняется ощущение тревоги - прикоснуться к точке, находящейся как раз посередине -между пупком и местом соединения р**ер - мечевидным отростком.
• «Точка страха» - находится между мизинцем и безымянным пальцем. Ее нужно легко массировать.
• Уже сидя на своём месте - почувствовать опору стоп, опереться на спинку стула. Внешняя опора помогает вернуть ощущение внутренней.
• Возможно, пригодятся практики из «рисования форм» (рис Петер Бюхе): рисовать в черновике вертикальную восьмерку - лемнискату Бернулли - проговаривая про себя, рисуя верхнее звено - смотрю вокруг, рисуя нижнюю часть - смотрю внутри, «смотрю вокруг - смотрю внутри». Эта практика помогает быть в концентрации, в контакте с собой, и сохранять контакт с внешним миром. Чтобы вернуть себе ощущение границ - можно нарисовать окружность - или в центре или в самом основании (если бы это были часы - на цифре 6) поставить точку.эта практика помогает вернуть ощущение границ, безопасности и опоры. Рис 4.
• Очень тихо (мы же помним, что магия вне Хогвартса запрещена
помычать - звук МММММММ - он возвращает ощущение стабильности, опоры.
• Для настройки - представить образ открываемой книги (по нужному предмету), представить, будто вы входите в зал библиотеки, в котором собрана вся информация на тему экзамена.
• Представить и сделать движение плечами, как будто вы сбрасываете с себя лишний, чужой груз - чужих ожиданий, тревог и страхов.
• И остаётесь в контакте со своим Потенциалом. Представьте, что над вами солнце - освещающее ваш собственный путь, проявляющее ваш собственный потенциал и успех.
После экзамена: - выпить воды, поесть, идеально - пройтись пешком
Удачи-удачи-удачи!!! ЩАСТИ НА ЗНО! и во всей большой жизни - ЩАСТИ!
(Флешмоб #ЩАСТИнаЗНО в поддержку выпускникам уже второй год проводоит Фундація соціальних інновацій "З країни в Україну". В этом году ребята из практических рекомендаций сделают наглядные статьи-посты и плакаты, которые разойдутся по школам. Спасибо им за инициативу)
Bookmarks